Прямой эфир телеканала РБК ►
Ускоритель частиц "Теватрон" подарил физикам пугающее открытие
Американские физики, работающие с ускорителем частиц "Теватрон" в Национальной лаборатории им. Энрико Ферми, готовы объявить о сенсационном открытии. Возможно, им удалось обнаружить новую элементарную частицу или даже новый вид физического взаимодействия, пишет The New York Times.

Ученые наблюдали за столкновением протонов и антипротонов, в результате которых рождаются другие частицы. Их интересовали данные об образовании W-бозонов – элементарных частиц, которые переносят слабое взаимодействие, являющееся одним из четырех фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого.

В ходе исследования столкновений пучков обнаружился значительный переизбыток энергии при значении 144 млрд электронвольт. Это может быть либо свидетельством существования неизвестной ранее частицы (исследователи подчеркивают, что это не бозон Хиггса), либо, что еще более захватывающе, было обнаружено проявление нового вида взаимодействия частиц. В таком случае можно будет говорить об открытии пятого типа фундаментального физического взаимодействия.

"Никто не знает, в чем причина подобных явлений. Если их удастся доказать, это будет самым значительным открытием в физике за последние 50 лет", – заявил один из сотрудников лаборатории Кристофер Хилл. "Мы были сильно взволнованы этой возможностью, но в то же время относимся к ней чрезвычайно осторожно. Это настолько важно, что почти пугает нас, так что мы рассматриваем все возможные альтернативные объяснения", – отметил, в свою очередь, руководитель проекта Джованни Пунци.

Существование бозона Хиггса было предсказано в 1960г. Питером Хиггсом в рамках так называемой "стандартной модели", которая описывает в физике элементарных частиц их взаимодействие между собой. Бозон остается последней до сих пор не найденной частицей этой модели, за что и получил свое прозвище – "частица бога". Если его так и не найдут, теория Хиггса будет отвергнута и стандартную модель придется пересматривать.

В настоящее время поиском "частицы бога" занимается большой адронный коллайдер. "Теватрон", расположенный неподалеку от Чикаго, является предшественником и главным конкурентом БАК. За 27 лет работы ускорителя был сделан ряд важных открытий, однако сейчас эксперименты на нем приостановлены из-за попадания молнии. А на осень 2011 г. запланирована окончательная остановка "Теватрона" из-за недостатка финансирования.

Материалы по теме