Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Wi-Fi по паспорту: кто заработает на идентификации посетителей кафе

McDonald's ввел идентификацию пользователей бесплатного Wi-Fi во всех ресторанах сети по России. РБК попытался разобраться, как идет борьба с анонимами в интернете и кто на этом зарабатывает
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​Рестораны подчинились

Сеть ресторанов быстрого питания McDonald's ввела идентификацию пользователей бесплатного Wi-Fi во всех 505 своих заведениях, рассказала РБК представитель компании Светлана Полякова. Кто из IT-компаний и провайдеров оказывает McDonald's соответствующие услуги и платит ли сеть за них, Полякова отказалась обсуждать.

Источники в компаниях — операторах связи уточнили, что покрытие Wi-Fi и непосредственно услуги идентификации McDonald's обеспечили несколько организаций, в частности «ВымпелКом» и «Энфорта». Представитель «Энфорта» Сергей Широков подтвердил РБК, что компания работает с McDonald's: именно этот оператор подключил услугу идентификации в 200 ресторанах сети в Москве около двух месяцев назад. Представитель «ВымпелКома» также подтвердил сотрудничество с McDonald's, но детали не раскрыл.

Идентификация происходит по номеру телефона, рассказывает Широков из «Энфорты»: когда пользователь подключается к бесплатной беспроводной сети, на экране устройства появляется специальное поле, куда необходимо ввести номер. После этого клиент получает СМС с паролем и логином, которые вводятся в соответствующее «окно», и доступ к Wi-Fi активизируется. В дальнейшем для входа в сеть используется этот пароль, то есть регистрация происходит единожды.

Число пользователей, которые прошли идентификацию через сервис «Энфорты», составляет около 1,5 млн человек, уточнил он. Клиентами компании, по его словам, помимо McDonald's являются сеть Burger King, заправки ЛУКОЙЛа и ряд небольших компаний.

Стоимость услуг «Энфорты» (идентификация, предоставление точки доступа Wi-Fi и канала связи) составляет от 2 тыс. до 7,8 тыс. руб. в месяц для одного заведения.

В мае глава Минкомсвязи Николай Никифоров в своем выступлении на правительственной комиссии по связи обратил внимание, что некоторые сети быстрого питания до сих пор предоставляют доступ в интернет без идентификации, невзирая на изменения в законодательстве. «Посетители крупнейшей в России сети кафе быстрого питания до сих пор пользуются публичным доступом к интернету без регистрации», — сообщил ​Никифоров (цитата по сообщению пресс-службы Минкомсвязи), не уточняя название сети. По информации ТАСС, речь как раз шла о McDonald's, но в Минкомсвязи подчеркивали, что министр «не упоминал никаких юридических лиц».

Как рассказал РБК президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, ряд небольших ресторанов вообще отказались от предоставления услуги беспроводного доступа, после того как все заговорили о «Wi-Fi по паспорту». Предприниматели не зарабатывают на предоставлении такой услуги, продолжает Бухаров, некоторые посетители заказывают чай, сидят два часа и пользуются открытой сетью — многим рестораторам это не нравится. По его словам, как только начнут действовать штрафные санкции, многие заведения закроют доступ к Wi-Fi, в том числе крупные сети общепита.

Штрафы за анонимов

Постановление правительства №758, вступившее в силу 13 августа 2014 года, обязывает владельцев заведений, где есть бесплатный Wi-Fi, идентифицировать пользователей. Согласно постановлению, а также последующим разъяснениям Минкомсвязи, идентификация может осуществляться тремя способами — по документу, удостоверяющему личность (паспорт, водительские права и т.д.), номеру мобильного телефона или учетной записи на сайте госуслуг.

Но отсутствие в постановлении какого-либо наказания и непонимание, на ком лежит ответственность — на интернет-провайдерах или самих заведениях, привело к тому, что владельцы ресторанов и торговых точек не спешили с выполнением новых норм. Министр связи Николай Никифоров обещал, что ответственность будет определена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Представители Минкомсвязи не ответили на запрос РБК по поводу предполагаемого размера штрафа.

Единственной европейской страной, запре­щавшей анонимный Wi-Fi, до сих пор была Италия: идентификация была введена после терактов в Лондоне в 2005 году. Закон Писану, названный по имени его автора, министра внутренних дел Джузеппе Писану, действовал до конца 2010 года. Даже после его отмены операторы предпочли оставить идентификацию пользователей в бесплатных точках доступа к интернету до вступления в силу в июле 2013-го правительственного указа Decreto del Fare (вводил меры для «перезапуска» итальянской экономики), который уже окончательно вернул анонимный Wi-Fi.

Доходы для «тройки»

Ввести идентификацию можно несколькими способами — попросить своего провайдера включить такую услугу, если он ее предоставляет, самостоятельно разработать систему регистрации или заказать ее у сторонней компании. Операторы заинтересованы в дополнительном доходе от обслуживания точек Wi-Fi, говорит гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. По его данным, на начало 2015 года в России было 63 тыс. точек публичного доступа Wi-Fi, 45 тыс. из которых обслуживали операторы «большой тройки»: лидер в этом сегменте — «ВымпелКом» с долей в 37%, МТС контролирует 14%, а «МегаФон» — всего несколько процентов. Анкилов оценивает этот бизнес в 1,8 млрд руб. по итогам 2014 года. По его мнению, доход от услуги идентификации будет незначительным.

Пресс-секретарь оператора «ВымпелКом» (предоставляет Wi-Fi в сетях «Шоколадница», «Кофе Хауз», McDonald's) Анна Айбашева рассказала РБК, что компания уже реализовала возможность идентификации пользователей по номеру мобильного телефона в местах публичного доступа к интернету. По ее словам, воспользоваться или нет этой услугой, решает владелец заведения. Сама услуга предоставляется бесплатно — она «зашита» в общую стоимость интернета от оператора. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлица составит 3 тыс. руб. в месяц при скорости интернета 2 Мбит, уточнил представитель службы поддержки клиентов «ВымпелКома»: такой скорости хватит для того, чтобы 15–20 человек «комфортно пользовались сетью», например, в кафе.

У МТС есть ряд публичных точек Wi-Fi в городах России, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. В местах коллективного доступа МТС организовывает идентификацию по IP-адресам конечных устройств пользователей, для чего им при входе в сеть нужно предоставить свой номер телефона и взамен получить пароль по СМС, добавил он. МТС предоставляет компаниям-партнерам услугу идентификации бесплатно, но абонент при подтверждении оплачивает исходящую СМС по подключенному у него тарифному плану, отметил Солодовников. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлиц у МТС начинается от 1,2 тыс. руб. в месяц при скорости 6 Мбит, рассказал сотрудник службы поддержки клиентов МГТС («дочка» МТС).

«МегаФон» рассматривает публичные сети Wi-Fi как «элемент повышения лояльности клиентов», рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова. Такие сети есть, например, в «Сапсане», но услуга для пользователей платная. Пока компания не предоставляет возможность идентификации пользователя по СМС, уточнила Бекетова.

Wi-Fi по паспорту: кто заработает на идентификации посетителей кафе

Кто хочет заработать

Некоторые IT-компании планируют заработать на новых правилах — например, компания «МаксимаТелеком», оператор сети Wi-Fi в московском метро, или компания-стартап HotWi-Fi.

«МаксимаТелеком» (среди акционеров — бывший президент «Ситроникса» Сергей Асланян) собирается предоставлять кафе и торговым центрам услугу идентификации пользователей при подключении к публичному Wi-Fi, подтвердил ее представитель Илья Грабовский, новую услугу внедрят до конца августа. Использование системы идентификации и авторизации, которую прошли уже несколько миллионов пассажиров метро, позволит ресторанам и торговым центрам исключить затраты на отправку СМС, которые в среднем составляют 1 руб. на пользователя, объяснил Грабовский.

Крупный торговый центр посещают несколько миллионов человек в месяц, и его затраты на идентификацию могут измеряться в миллионах рублей, считает Грабовский. Например, количество посетителей ТРЦ «Европейский» в мае 2015-го составило около 3,7 млн человек, говорится на сайте торгового комплекса. Если все эти люди пройдут идентификацию, компании придется отправить 3,7 млн СМС, но в следующий месяц могут прийти как новые пользователи, так и уже зарегистрированные, для которых повторная отправка сообщения не понадобится, отметил Грабовский.

По его расчетам, собственная разработка системы идентификации может стоить заведениям $10–20 тыc., при этом ежемесячно придется тратить на ее обслуживание около $1 тыс. — на зарплату техническому персоналу или сторонней компании, которая будет поддерживать работу системы. Он добавил, что «МаксимаТелеком» позволит зарабатывать на публичных сетях Wi-Fi и владельцам заведений, так как помогает размещать рекламу на стартовой странице доступа. Заведениям услуга идентификации от «МаксимаТелеком» будет обходиться в сумму до нескольких «десятков тысяч рублей в месяц», уточнил Грабовский. По его словам, при расчете стоимости учитываются проходимость, площадь залов и другие факторы.

«МаксимаТелеком» уже ведет переговоры с «десятками потенциальных партнеров», среди которых крупные торговые центры и «популярная сеть общественного питания», о предоставлении услуги идентификации, отметил Грабовский. Он отказался назвать конкретные компании. Представители McDonald`s, KFC, «Росинтера» («Планета Суши», «IL Патио»), ТРЦ «Афимолл Сити», «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» отрицают переговоры с «МаксимаТелеком».

HotWi-Fi, основанная Дмитрием Степаненко в 2012 году, позволяет кафе авторизовывать пользователей с помощью соцсетей и уже зарабатывает на этом по 2 млн руб. в месяц. Ежемесячная абонентская плата за идентификацию составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб. с одной торговой или розничной точки, отметил Степаненко. Клиентами HotWi-Fi являются более 1 тыс. заведений, например BaskinRobbins, KFC, Subway и др.: они предлагают своим посетителям «дружить» в соцсетях при подключении к интернету.

Предприниматель признался, что пока не чувствует повышения спроса на инструменты идентификации. Но если ответственность за исполнение постановления переложат с операторов на владельцев точек доступа, то внимание предпринимателей к этим решениям, естественно, возрастет, считает он. «Если от наших клиентов потребуют проводить СМС-авторизацию пользователей, мы обеспечим им исполнение зако​на. Услуга будет предполагать ежемесячную абонентскую плату», — рассказал Степаненко.

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Северная Корея провела стрельбы из РСЗО сверхкрупного калибра Политика, 06:19
Маск рассказал о встрече с Трампом и употреблении кетамина Технологии и медиа, 06:13
Россияне стали считать себя счастливее, чем десять лет назад Общество, 06:00
Региональный режим ЧС ввели в Амурской области из-за обрушения на руднике Общество, 05:52
Britannica запланировала получить оценку в $1 млрд в рамках IPO Бизнес, 05:21
CERN прекратит сотрудничество с 500 связанными с Россией специалистами Политика, 04:53
В Армении начали демаркацию границы с Азербайджаном Политика, 04:50
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
Торговый центр загорелся в Якутске Общество, 04:14
Telegram выпустил облигации на $330 млн для «ускоренного развития» Технологии и медиа, 04:01
В Грузии запланировали внести законопроект о ЛГБТ-пропаганде Политика, 03:42
Ученые заявили о пользе «Виагры» для мозга Общество, 03:30
Полянский назвал условия переговоров с США по стратегической стабильности Политика, 03:09
Спасатели нашли тело второго пропавшего под лавиной на Камчатке туриста Общество, 02:39
Экс-участник военных действий застрелил мужчину в ресторане в Петербурге Общество, 02:33