Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ценовая война на петербургском рынке такси-услуг: классика проигрывает

Классические петербургские такси проигрывают ценовую войну

Рынок такси Петербурга стремительно захватывают диспетчерские системы, которые координируют заказы для водителей-частников с личными автомобилями.

Есть куда падать

На петербургском рынке такси конкурируют две бизнес-модели: классические таксомоторные компании, имеющие собственный автопарк и штат водителей, и диспетчерские службы, которые лишь предоставляют услуги по передаче заказов от пассажиров водителям-частникам. Основной инструмент конкуренции диспетчеров - низкие цены. По схеме диспетчерской службы в Петербурге работает, например, такси «Везет», у которого нет ни штатных водителей, ни собственного автопарка (впрочем, на официальном сайте компании водителям предлагают арендовать машину у партнера службы - ООО «Гараж»). При заказе онлайн цена поездки у перевозчиков, зарегистрированных в этой службе, составляет от 180 рублей.

Еще ниже опустить планку пришлось компании «Таксовичкоф», которая вышла на рынок Петербурга летом прошлого года, а сейчас, по словам гендиректора компании Игоря Рудзия, оценивает свою долю на рынке в 20%. Еще в июле прошлого года, как писал «Коммерсантъ», средняя цена поездки для пассажиров компании составляла 220 рублей. Сейчас, как сообщил РБК Петербург И.Рудзий, она составляет от 150 рублей. При этом И.Рудзий заметил, что, несмотря на рост цен на бензин и увеличение затрат на автопарк, связанное с колебанием валютных курсов, предел по снижению цен на поездки еще не достигнут.

Глава «Таксовичкоф» отказался раскрыть детали взаимоотношения компании с водителями. Но судя по отзывам водителей на портале orabote.net, бизнес-модель «Таксовичкоф» ближе к диспетчерской службе. По их словам, с сотрудниками заключаются не трудовые договоры, а договоры на оказание услуг. Часть водителей работают на своих машинах, часть - на автомобилях компании, но машины из автопарка компании сдаются им в субаренду. Водители на машинах компании оплачивают бензин и 50% от суммы заказа, для частников на собственных машинах этот процент ниже.

«Классика» в хвосте

Классические таксомоторные компании не готовы соревноваться с диспетчерами по цене. «Диспетчерские компании несут, по сути, затраты только на сервер и операторов. Их не касаются проверки, налоги, медицинское тестирование водителей, ДТП, страховки», - отметил в разговоре с корреспондентом РБК Петербург Александр Холодов, директор некоммерческого партнерства «Петербургское такси», в которое входят, например, «Такси 777», «Такси 068», «Такси 6 000 000».

В то же время, по мнению А.Холодова, пассажиры диспетчеров экономят на собственной безопасности, поскольку классические такси лучше контролируют своих водителей. «Требования, которые устанавливают диспетчеры для водителей, минимальны, иначе им не привлечь людей, к тому же у них нет реальных рычагов проверки», - пояснил он. Впрочем, И.Рудий говорит о «постоянном наблюдении за качеством работы» в «Таксовичкоф».

А.Холодов признал, что под давлением диспетчерских служб таксомоторные компании теряют долю на рынке Петербурга. В этой борьбе, по его словам, не пострадали только компании, ориентированные на бизнес-сегмент, для клиентов которых качество намного важнее цены. Однако, по словам эксперта, у фирм, давно работающих на рынке Петербурга, есть свой пул постоянных клиентов, привыкших к определенному качеству услуги.

Экспансия растет

Интересно, что в последнее время бизнес-модель диспетчеров, несмотря на свою эффективность, начала давать сбои. Если в начале своей деятельности новые компании старались подавать машины не позднее чем за 15 минут, то сейчас клиенты сообщают об опозданиях водителей. Возможно, это связано с проблемой роста - с увеличением числа клиентов труднее поддерживать баланс спроса и предложения. «На рынке такси спрос колеблется постоянно и зависит от времени суток, дней недели, даже от погоды. Новым компаниям сложнее реагировать на эти колебания», - отметил А.Холодов.

Возможно, как раз для решения этой проблемы «Таксовичкоф» планирует до конца года довести количество собственных автомобилей до тысячи, а привлеченных водителей с личными машинами - до пяти тысяч. Обстановка на рынке труда этому только способствует - в компании уже ощутили приток людей из разных сфер, потерявших доход в кризис и желающих подработать извозом. «Сотрудники с интересной биографией начали появляться в нашей компании и до кризиса. К примеру, в нашем штате есть бывшие сотрудники МВД и МЧС», - отметил И.Рудий.

В то же время, А.Холодов видит намного большую потенциальную угрозу для действующих участников петербургского рынка со стороны международных конкурентов, таких как Uber. «Компания с капитализацией в 40 млрд долл., развалившая рынок такси Чикаго, имеет возможность демпинговать, работая на первых порах в три раза ниже себестоимости. Если Uber захочет, он захватит рынок», - полагает эксперт.

Отметим, в отдельных регионах не так давно прошли акции водителей такси против диспетчерских онлайн-сервисов. Так, в феврале московские водители отказались принимать заказы от GetTaxi, «Яндекс.Такси» и Uber. По данным председателя общественного движения «Форум такси» Олега Амосова, в забастовке приняло участие порядка 4 тыс. человек. Власти города с этой оценкой не согласились - исходя из сообщения департамента транспорта Москвы, работу прервали всего 15–50 машин такси по всему городу. В марте на митинг против корпорации Uber вышли новосибирские таксисты.

Мария Летюхина

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
Панарин рассказал о давлении на команду перед серией с клубом Овечкина Спорт, 20:28
Премьер Молдавии пообещал назвать себя румыном Политика, 20:17
МИД заявил об отсутствии намерения «перетряхивать» отношения с Аргентиной Политика, 20:12
Канье Уэст стал подозреваемым в деле об избиении Общество, 20:00
ПСБ спрогнозировал рекордные дивиденды на ₽3,8 трлн в апреле-июле Инвестиции, 19:54
В Кении разбился вертолет с командующим Силами обороны страны Общество, 19:46
Путин спросил у губернатора Чибиса о его состоянии после нападения Политика, 19:35
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Аксенов заявил о задержании в Крыму всех диверсионных групп Политика, 19:26
Военная операция на Украине. Главное Политика, 19:26
Биткоин вырос до $64 тыс. накануне халвинга Крипто, 19:24
«Металлург» забил в концовке и выиграл первый матч финала Кубка Гагарина Спорт, 19:18
СБУ заявила о задержании поляка за подготовку покушения на Зеленского Политика, 19:11
Экспорт швейцарских часов упал из-за обвала спроса в Китае Бизнес, 19:05
Пловчиха Юлия Ефимова назвала необходимым ехать на Олимпиаду в Париж Спорт, 19:03