А.Якунин: Идентичность Петербурга стала размываться
Это не первая попытка создать платформу для коммуникаций СПбГУ с его выпускниками, но, скорее всего, наименее формальная и максимально осознанная - именно сейчас продвижение в этом направлении вузу жизненно необходимо.
До сих пор СПбГУ не использовал потенциал одного из базовых критериев оценки в международных рейтингах университетов - успешность выпускников. Университет за редким исключением не знает, куда устраиваются работать бывшие студенты, и насколько успешна их карьера. А рост позиции вуза с особым статусом в международных рейтингах – та задача, от успешного решения которой зависит бюджетное финансирование. Интересы Андрея Якунина сейчас сфокусированы в отрасли Private Equity, большую часть времени он проводит на Западе, привлекая иностранных инвесторов в российские проекты. В западной традиции президент ассоциации выпускников — очень значимая фигура, которая имеет возможность общаться с политиками и бизнесменами высокого уровня. РБК поговорил с Андреем Якуниным о том, в чем его личная мотивация послужить alma mater, как он себя чувствует в Санкт-Петербурге в качестве инвестора и появились ли причины, которые могут заставить людей возвращаться в город.
Несколько месяцев назад публично была озвучена идея создать Ассоциацию выпускников СПбГУ. И вот уже десятки выпускников активно работают над ее программой, а вы де-факто эту работу возглавляете. Давайте начнем с миссии этого проекта – в чем Вы ее видите?
Мы хотим, цитирую, «объединить выпускников в динамичное и заинтересованное сообщество для развития профессиональных, творческих и научных связей внутри сообщества и с университетом, повышения конкурентоспособности университета, сохранения и приумножения ценностей и уникальности университетского образования, культуры и традиций».
Один из советов Питера Друкера, гуру менеджмента, звучал так: «Работникам умственного труда нужно подготовить себя, лучше всего в молодом возрасте, к жизни вне конкуренции, обзавестись собственным окружением и каким-нибудь серьезным увлечением вне работы. Это занятие позволит достичь успеха за пределами своей организации». Вы ищете себя в общественной деятельности? В чем ваша личная мотивация вложить свои силы и время в Ассоциацию выпускников СПбГУ?
На опыте лондонской бизнес-школы я осознал, насколько важен для человека бренд диплома. Репутация учебного заведения непосредственно влияет на твою конкурентоспособность на рынке труда. Я не считаю, что задача войти в топ-25 мировых вузов не решаема для СПбГУ. Сейчас мы теряем рейтинговые очки на ровном месте, например, в области построения коммуникаций с сообществом выпускников.
Кроме того, создание платформы, которая позволяла бы поддерживать связь с однокурсниками и при необходимости находить интересных людей, упростит общение - можно ожидать, что если на твое предложение тебе откажут, то, уже подумав, а лучше - вообще не откажут.
РБК
Часто в интервью предприниматели рассказывают, что основные партнеры по бизнесу — это институтские друзья. У вас такой опыт был?
Идея моего бизнеса возникла намного позже, в бизнес-школе. К тому же, к сожалению, жизнь доказывает справедливость утверждения, что только враги не могут предать. Я не уверен, что в ведении совместного бизнеса с друзьями плюсы перевешивают минусы. С коллегами по бизнесу должно быть комфортно и эффективно решать бизнес-задачи и зарабатывать деньги. Мы выбираем людей по необходимым профессиональным компетенциям. Я не уверен, что эти же качества людей мы ставим во главу угла, когда выбираем, кого пригласить на семейный ужин.
У вас был негативный опыт?
Да, к сожалению, но это было много лет назад.
У вас есть совместный образовательный проект со Сколково. Он уже оправдал себя? Вы получили то, на что рассчитывали?
Компания VIYM [партнером-сооснователем которой является Андрей Якунин] - один из участников Национальной ассоциации участников рынка альтернативных инвестиций (NAIMA), которая совместно со Сколково запустила курс по прямым инвестициям в частный капитал для студентов и выпускников программы Executive MBA. На нашем рынке сложно найти квалифицированных людей на начальные позиции в Private Equity. Нам интересно рассказать, что такое альтернативные инвестиции, частные инвестиции, возможно, какая-то часть выпускников российских программ МВА задумается о подобной траектории построения своей карьеры.
Другим словами, вы ищите специалистов для своей компании и формируете кадровый резерв для рынка? Есть результат - в вашу компанию пришли новые люди?
Пока нет, но мы, например, вложились в одну из компаний, основатель которой был на этом курсе.
Какую?
Не могу назвать.
Вы привлекаете инвестиции в основном в девелоперские проекты. Почему с вашей стороны нет интереса к промышленным отраслям Петербурга, например, к фармацевтике?
Исторически компания формировалась вокруг компетенций команды, работающей в гостиничном сегменте. Поэтому первое, что мы начали делать, - это гостиницы. После мы постарались диверсифицировать портфель и в другие сегменты недвижимости. Это был интересный опыт, но, я думаю, что в текущих условиях мы вряд ли будем его продолжать.
Однако у нас есть и другое направление деятельности. Мы привлекаем инвестиции в растущие компании малой и средней капитализации в различных секторах экономики. В рамках этой инвестиционной платформы (Private Equity Growth) нам как раз интересны и промышленные отрасли, сервисные компании, к примеру, недавно мы привлекли инвестиции в сеть клиник «Семейный доктор». Но в данном направлении непосредственная географическая привязка проекта не является столь определяющим фактором, как в гостиничном сегменте.
Возвращаясь к негостиничным девелоперским инициативам в Петербурге, вы имеете ввиду проект коттеджного поселка в Солнечном?
В том числе.
Как вы его как оцениваете? По нашим данным, в этом проекте сейчас куплено не более 5% коттеджей, а рынок падает…
В принципе, если смотреть даже на Москву, то темп продаж домовладений в коттеджных поселках существенно замедлился. Но для элитных поселков продажа нескольких домов в год — это нормально.
РБК
А что сейчас происходит с отраслью частного инвестирования в России?
Если в какой-то географии появляется общенегативный контекст, ни один сегмент этой географии не может себя хорошо чувствовать.
Петербург в последние месяцы попадает в скандалы, связанные как раз с вопросами привлечения инвестиций. Город стал одним из последних в списке инвестиционно привлекательных регионов России, инвестиционная стратегия города жестко критикуется бизнес-сообществом. Как вы оцениваете ситуацию с инвестициями в Петербурге и с политикой по отношения к инвесторам со стороны городских властей?
Нам есть с чем сравнивать, мы построили гостиницы в десяти городах России [в Санкт Петербурге отель сети Four Seasons]. Если бы меня попросили назвать город, в котором я хотел бы сделать еще один проект, то я бы назвал Казань. Интересный опыт с точки зрения взаимодействия, сотрудничества. Петербург пока не возглавляет список городов, в которые мы не придем [еще раз], но... В любом случае, у нас остался в городе еще один проект — Никольские ряды.
А что с Петербургом не так?
Посмотрите на показатели въездного туризма за 2014 г., цифры говорят сами за себя. Важно смотреть на экономически активное население, порождающее платежеспособный спрос. В гостиничном бизнесе спрос создается не количеством местного населения, здесь разговоры о пятимиллионном городе нам не интересны, важна бизнес-активность региона. Это может быть рекреационный туризм, деловой туризм. Внутренний российский деловой спрос в MICE-индустрии рождается там, где есть успешные бизнес-проекты. А что сейчас в Петербурге развивается?
Например, ретейл, оборонка...
Какую экономическую активность это создает? Если брать оборонно-промышленный комплекс, то у предприятий всегда один заказчик, максимум два, если есть экспортные контракты. В любом случае мультипликационный эффект для локальной экономики достаточно низкий.
Что в таком случае можно сделать?
Мы должны ответить на вопросы, в чем миссия Петербурга, каким мы хотим видеть город через 20 лет. На это должен ответить ни какой-то назначенный чиновник, а должны решить люди, которые считают себя причастными к Петербургу. Я, лично, считаю, что идентичность Петербурга и петербуржцев в данный момент пошатнулась, стала размываться.
В рамках форума «Будущий Петербург» мы проводили исследование и выявили, что в городе наоборот стали появляться общественные группы, которым удается изменить среду вокруг, например, решить проблемы со сбором мусора, озеленить свою территорию. Можно ли сказать, что изменилось отношение людей к общественной деятельности? Становится ли бизнес-сообщество более социально активным?
Не знаю, но я действительно вижу, как меняется среда вокруг. Один из моих бывших руководителей живет в доме на Васильевском острове. Я помню, как выглядел их подъезд в 90-е годы, и как он выглядит сейчас. Это сделал не город, а сами люди. Сначала жильцы обустроили свои квартиры. После этого каждый отгородился от всего мира железной дверью. Потом за железной дверью стало то ли скучно, то ли контраст слишком яркий, привели в порядок подъезд. Сейчас сделали палисадник. И так далее. Наверное, это проекция того, что ты считаешь своей средой обитания. Она начинает расширяться, может быть, потому, что ты начинаешь осознавать - создать достойную среду обитания для себя, для своих детей, можешь только ты сам.
РБК
Можно создавать среду, а можно уехать. Вы, к примеру, живете в Лондоне. Появились ли сейчас веские причины, которые могут заставить людей выбирать Петербург?
Что, на ваш взгляд, лучше, если человек живет в Петербурге и планомерно переводит в Лондон свои накопления, или если он живет в Лондоне и привлекает инвестиции в развитие Петербурга?
Одно из колоссальных преимуществ мира, которое открылось благодаря глобализации, - это свобода передвижения. Я, к примеру, после Лондона хочу какое-то время пожить в Юго-Восточной Азии. Ты можешь работать в любой точке мира, если твоя специальность востребована и ты можешь найти работу. Точно также это означает, что любой город может стать привлекательной точкой на карте мира: Гонконг, Лондон, Нью-Йорк, Петербург.
Про Петербург пока звучит утопично...
Я говорю о предпосылках. Я не понимаю, почему есть люди, которые хотят некоторое время пожить-поработать в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, но в этом списке нет Петербурга.
*Активная работа по созданию Асоциации выпускников СПбГУ началась в марте 2014г. Тогда Наталия Несмеянова была назначена советником по работе с выпускниками и корпоративными партнерами аппарата ректора СПбГУ.
Беседовала Наталья Доброва