Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

РЖД обвинили в необоснованных тратах на пиар

Народный фронт попросит Счетную палату разобраться с расходами РЖД. В ОНФ подсчитали, что в этом году железнодорожники разместили заказы на пиар на сумму 527 млн руб. Госмонополии самореклама не нужна, уверены в ОНФ
Стенд РЖД на Петербургском экономическом форуме
Стенд РЖД на Петербургском экономическом форуме (Фото: ТАСС)

​Эффективность под вопросом

Общероссийский народный фронт подготовил обращение в Счетную палату в связи с тратами ОАО «РЖД» на рекламу, рассказал РБК руководитель проекта фронта «За честные закупки» Антон Гетта. По его словам, в ОНФ провели исследование закупок компании и обнаружили, что на формирование и закрепление положительного имиджа государственная монополия в этом году тратит около 527 млн руб. «Фронт просит Счетную палату проверить эффективность этих расходов, а также планирует обратиться к заказчику (РЖД) с просьбой обосновать эффективность проводимых мероприятий», — говорит Гетта.

Все пиар-закупки РЖД связаны с размещением «коммуникационных материалов в газетах, на телевидении, на радио и рекламных щитах», говорится в исследовании ОНФ.

Выигравшее один из крупнейших конкурсов (на 147 млн руб.) дочернее предприятие самой монополии АНО «Центр Желдорреформа» должно будет в СМИ и носителях наружной рекламы рассказать во всех регионах о «созидающей роли холдинга РЖД». А ООО «Мультитехнологии» за 159 млн руб. должно продемонстрировать вклад железных дорог в победу в Великой Отечественной войне.

В ОНФ не анализировали обоснованность конкретных сумм, там считают, что РЖД в принципе не должны в нынешних условиях тратиться на пиар, следует из слов Гетты. «Ведь данная компания является монополистом в области железнодорожных перевозок, — подчеркивает он. — С гражданами, которые используют услуги железных дорог, нужно говорить на языке «улучшения сервиса», а не с плакатов, где говорится, что «Россия живет дорогами». Учитывая ситуацию с отменой электричек пригородного направления, происходившую не так давно, руководство могло бы пересмотреть свою закупочную политику». Соответствуют ли подсчеты ОНФ реальным затратам монополии на пиар, представитель РЖД комментировать отказался.

В пресс-службе ОНФ РБК напомнили, что в ОАО «РЖД» просило господдержку на сумму 75 млрд руб. в 2016 году (об этом в мае сообщала газета «Коммерсантъ»). «Лучше бы они оптимизировали расходы, может, тогда смогли бы сами частично изыскать средства», — отметил представитель Фронта.

Представитель​ Счетной палаты заявила РБК, что у ведомства с ОНФ подписано соглашение о сотрудничестве, и обращение будет рассмотрено в рабочем порядке, когда поступит.

Чувство гордости и сопричастности

Монопольное положение не означает отсутствия конкуренции, подчеркивает представитель РЖД: компания конкурирует за пассажира с другими видами транспорта и для этого позиционирует железнодорожный транспорт как наиболее безопасный, удобный и экологичный. Кроме того, по его словам, компания в год 70-летия Победы считает необходимым напомнить о выдающемся вкладе в нее железнодорожников, чтобы «способствовать формированию патриотических установок, чувства гордости и сопричастности у нынешних и будущих железнодорожников». Главная причина затрат на рекламу — это борьба против «беспечности граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры». За шесть месяцев 2015 года в ДТП на железнодорожных переездах пострадали 130 человек, 30 из них погибли, указывает он, при других обстоятельствах (хождение по путям и т.д.) на инфраструктуре РЖД получили травмы 1398 граждан — 929 из них со смертельным исходом.

Сумма, которую РЖД тратят на маркетинг, в отчетности компании не раскрывается. Раскрываются лишь коммерческие расходы, в которые входят и расходы на рекламу (в 2014 году они составили около 6,7 млрд руб., на 17% больше, чем в 2013 году). Другие государственные монополии — «Газпром» и «Транснефть» — также не раскрывают затраты на рекламу.

Прошлой осенью РБК подсчитал расходы госкомпаний на маркетинг на основе опубликованных на официальных сайтах компаний планов закупок. В расчетах учитывались все запланированные лоты, тематика которых связана с рекламой, PR и формированием имиджа компании. Из подсчетов получилось, что подобные расходы, например, у «Аэрофлота» могут составлять порядка 5 млрд руб., у «Ростелекома» — 2,1 млрд руб., у «Роснефти» — около 1,9 млрд руб., а у РЖД — 1,4 млрд руб.

В марте 2015 года отраслевое издание AdIndex подготовило для РБК рейтинг крупнейших рекламодателей по итогам 2014 года (были подсчитаны бюджеты на ТВ и радио, на наружную рекламу, прессу и интернет, включая контекстную рекламу, оптимизацию поиска и т.д.). Среди компаний с участием государства в этом списке оказался только Сбербанк (25-е место с бюджетом 3,4 млрд руб.).

Фронт не для Якунина

В 2011 году при создании ОНФ глава РЖД Владимир Якунин выступил с громким заявлением о вступлении всей компании во Фронт. Это решен​ие так и не было юридически оформлено — в 2013 году после преобразования ОНФ в официальное движение там ввели индивидуальное членство.

После этого ОНФ не раз критиковал государственную монополию. На форуме в декабре 2013 года представители Фронта рассказывали президенту о планах компании потратить 50 млн руб. на новогодний корпоратив. Путин назвал «собачьей чушью» идею тратить на корпоративы бюджетные деньги. После этого госкомпании сократили траты на празднование Нового года, а Якунин сообщил, что члены правления заплатят за культурную программу и праздничный стол из собственных средств.

В этом году железнодорожная компания попала в составляемый Фронтом «Индекс расточительности» за конкурс на поставку автомобиля дороже 8 млн руб. Конкурс в итоге был отменен. «Тогда реакция РЖД последовала в течение трех часов. В случае с тратами на рекламу мы ожидаем именно такой реакции. Иной раз мы не достигаем целей — тогда рассказываем об этом нашему лидеру Владимиру Путину, и реакция уж точно есть», — подчеркивает Гетта.

ОНФ ищет повестку к выборам 2016 года и тестирует, насколько эффективно можно будет использовать критику РЖД, считает политолог Леонид Давыдов.

При участии Александра Артемьева

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Белоруссия заявила о попытке удара дронами по Минску с территории Литвы Политика, 13:59
В ЦСКА ответили на обвинения в подкупе арбитров в Кубке УЕФА Спорт, 13:58
КХЛ назвала лучших игроков финала Кубка Гагарина Спорт, 13:57
Названы популярные в Москве цифровые госуслуги в сфере градостроительства Город, 13:55
В Кривом Роге второй раз за день прогремели взрывы Политика, 13:52
В Петербурге водитель врезался в разводившийся мост Общество, 13:47
Сенатор назвал решение Байдена по Афганистану «зеленым светом» Путину Политика, 13:43
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Силуанов заявил, что в России назрела «донастройка» налогов Экономика, 13:41
Гладков снял с должности главу Алексеевского округа Политика, 13:39
Кремль отнесся к решению Канады по российскому титану с пониманием Экономика, 13:38
В КАМАЗе заявили, что не ищут партнера по «Москвичу», кроме китайской JAC Бизнес, 13:29
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником Pro, 13:27
Макрон предупредил о смерти Европы Политика, 13:23
Российские фехтовальщики пропустят Олимпиаду в Париже Спорт, 13:20