Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Доллар в помощь: какой бизнес выиграл от девальвации рубля

Для одних российских предпринимателей резкое падение рубля стало ударом, а для других — благом. В основном, конечно, выиграли компании, у которых расходы в рублях, а доходы в долларах. Но не только
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​Резкое обесценивание рубля в конце прошлого — начале 2015 года стало ударом для многих предпринимателей. Но есть и те сферы бизнеса, которые выиграли от резкого скачка валют. Это и производители программного обеспечения и игр, чьи клиенты находятся за рубежом, а команды разработчиков в России, а также те, кто вовремя увидел освобождающуюся нишу из-за резкого падения импорта и быстро ее занял.

Продать за доллары: игра

Создатели мобильной игры Cashsquare Александр Кукулиев, Борис Абаев и Александр Юнаев от девальвации точно выиграли. Их игра завязана на социальную сеть Foursquare, позволяющую пользователям сообщать друзьям о своем местонахождении (эту информацию можно также транслировать в Twitter и Facebook). Пользователь, который чаще других «чекинится» в данном месте, может быть объявлен мэром этого места; ​за разные категории «чекинов» даются бейджи (например, бейдж I’m on a Boat).

Мобильное приложение Cashsquare позволяет игрокам покупать и продавать места из Foursquare за виртуальную валюту — подобно тому, как это делается в Monopoly. Чем популярнее объект недвижимости у пользователей Foursquare, тем он дороже и тем больше виртуальное состояние игрока (за каждый «чекин» в «своем» заведении он получает виртуальную валюту), который сумел стать там «монополистом». Зарабатывает Cashsquare на продаже «золотой валюты», которая позволяет купить места в том или ином здании. Средний чек игроков Cashsquare — $4,99. Сейчас у приложения более 200 тыс. пользователей по всему миру, около 2,5% из них покупают виртуальную валюту.

Cashsquare работает только для устройств на iOS, так что вся выручка российской компании приходит от Apple в долларах, объясняет выгоду девальвации для стартапа Абаев. По его словам, среднемесячная выручка Cashsquare более $20 тыс., операционно рентабельным стартап стал около полугода назад.

Абаев говорит, что резкое падение рубля открывает перспективы перед многими российскими стартапами: по подсчетам предпринимателя, если раньше средняя годовая зарплата программиста в России составляла около $53 тыс., то теперь она упала примерно до $37 тыс. Крупные офисы международных и российских компаний сокращают персонал — и у стартапов появляется куда больше шансов получить талантливых разработчиков, причем за меньшие деньги.

Впрочем, к стремительному росту бизнеса Cashsquare резкий взлет доллара тоже не привел, признает Абаев: разработка и основной офис стартапа находятся в России, но около 30% расходов номинировано в валюте. В основе работы Cashsquare — интеграция с Foursquare, а по договору с американской компанией стартап платит ей за возможность работы с сервисом в долларах.

Продать за доллары: рекламный аукцион

«В ноябре 2014 года около 50% выручки нам обеспечили долларовые платежи, а 4-й квартал мы закрыли уже с 80% долларовой выручки в общей структуре, — рассказывает РБК сооснователь сервиса GetIntent Георгий Левин. — Нам взлет доллара дал огромный «пуш». В какой-то момент мы просто перевели определенную сумму со счета материнской компании в США на счет в одном из российских банков и заработали фактически без каких-либо усилий несколько миллионов рублей. То, что мы зарабатываем не рубли, а доллары, позволило нам привлечь внимание российских инвесторов, которые ищут стартапы, чьи доходы минимально зависимы от колебаний валют».

Стартап GetIntent, основанный в 2013 году Левиным и Владимиром Климонтовичем, продает систему для размещения рекламы по аукционной модели RTB (real-time bidding) и предлагает заказчикам самостоятельно управлять такими рекламными кампаниями. Свой продукт компания продает в двух формах: клиент может использовать систему по принципу SaaS и отчислять 20% от стоимости рекламы в качестве комиссии или купить лицензию за несколько сотен тысяч долларов, а со второго года использования платить небольшую абонентскую плату. Сейчас у GetIntent около 80 клиентов. Несколько крупных американских и российских клиентов работают с GetIntent по второй, более доходной для стартапа модели, но большинство клиентов оплачивают пользование GetIntent по первой модели. Сегодня около 80% выручки стартапа приходится на США, стартап планирует и дальше расширять свое присутствие на Западе, где рынок RTB-технологий более развит. А 90% расходов GetIntent приходится на Россию, где разместились разработчики стартапа. В США у компании тоже есть офис, но в нем работают лишь несколько sales-менеджеров. Выручка стартапа в прошлом году превысила $2 млн.

Продать за доллары: система контроля

Девальвация рубля помогла компании Omnicomm, специализирующейся на производстве систем мониторинга транспорта и контроля расхода топлива, увеличить продажи. «С сентября 2014 года продажи внутри страны шли неважно, — рассказывает РБК заместитель гендиректора Omnicomm Станислав Емельянов. — Но в декабре резко выросли (на 27,5% к декабрю 2013 года), что позволило нам по итогам года увеличить выручку на 5%, до 1,1 млрд руб.».

По словам Емельянова, 25% продаж Omnicomm приходится на зарубежных клиентов, среди которых есть даже Пентагон (Omnicomm установил датчики контроля топлива на технику НАТО в Афганистане). «Зарубежные продажи при непростой ситуации на внутреннем рынке помогают компенсировать потери, — отмечает Емельянов. — Как ни странно, нестабильная экономическая ситуация играет нам на руку: за счет относительно низкой стоимости рабочей силы в нашей стране и отпускных цен на продукцию, которая производится в России, а реализуется за иностранную валюту на международных рынках».


Девальвация рубля

На 46,4% подорожал доллар за полгода. 1 октября 2014 года курс ЦБ был 39,39 руб./$, 1 апреля — 57,65. Дороже всего в тот период доллар стоил 3 февраля — 69,66 руб.

На 24,1% подорожал евро за полгода. 1 октября прошлого года курс ЦБ был 49,98 руб./€, 1 апреля — 62,05. Дороже всего в тот период евро стоил 18 декабря — 84,59 руб.


Продать за тенге: оборудование для детских комнат

Пермская группа компаний «Авира», занимающаяся производством различного оборудования для детских комнат, благодаря девальвации рубля смогла увеличить долю экспорта в продажах до 15%. «В первом квартале 2015 года количество сделок с клиентами из Казахстана — это основной наш экспортный рынок — выросло на 60% по сравнению с четвертым кварталом 2014 года, — рассказал РБК Алексей Загуменнов, гендиректор ГК «Авира». По его словам, рост продаж в Казахстан стал возможен благодаря снижению курса рубля с 5,5 до 3 тенге за рубль. «Мы обратили внимание на этот факт и стали активно искать клиентов в Казахстане, — рассказывает Загуменнов. — Выяснилось, что рынок детского игрового оборудования там сейчас в стадии активного роста и спрос на наши товары есть». Продажи в Казахстан помогли частично компенсировать спад продаж в России.

Продать за рубли: защитное средство и учетная система

Благодаря девальвации владельцы бренда сухих автомоек Fast and Shine Олег Герасимов и Аркадий Хохлов смогли увеличить продажи своих защитных средств для автомобиля. «Существуют специальные химические составы, которые используются для создания прозрачного защитного покрытия, препятствующего образованию сколов и мелких царапин на поверхности автомобиля, — рассказывает РБК гендиректор и сооснователь Fast and Shine Олег Герасимов. — Лидером российского рынка считалась продукция немецкой компании Ceramic Pro, но после резкого ослабления рубля стоимость работ с использованием их продукции выросла почти вдвое».

В Fast and Shine в сотрудничестве с химическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова с весны 2014 года разрабатывали аналогичное средство. «Первые продажи мы начали в сентябре, а в ноябре продали уже одну тонну состава, что достаточно для обработки 20 тыс. автомобилей», — рассказывает Герасимов. Резкому росту продаж способствовало подорожание продукции Ceramic Pro. «За 2,5 месяца 2015 года продажи составили уже пять тонн, причем 70% продукции мы поставили на экспорт в Германию, Израиль и другие страны, — говорит Герасимов. — Наше средство теперь используется и в некоторых автоцентрах столицы для предпродажной подготовки автомобилей».

Основатель и разработчик системы для отделов продаж amoCRM Михаил Токовинин говорит, что девальвация рубля почти не отразилась на прибыльности продаж на зарубежных рынках: затраты на продвижение amoCRM в США тоже номинированы в долларах. А вот в России из-за роста стоимости конкурирующих иностранных продуктов продажи значительно выросли: «В первом квартале этого года мы растем на 300%», — говорит Токовинин.

Сдать за рубли: платье и детские весы

«Наш бизнес в январе — марте 2015 года удвоил выручку по сравнению с аналогичным периодом 2014 года», — рассказала РБК Людмила Булавкина, основатель сервиса аренды платьев для особого случая Look100. Все дело в том, что платья сильно подорожали и желающих покупать их поубавилось — аренда стала гораздо привлекательнее. По словам Булавкиной, вечерние платья в магазинах начали дорожать еще в ноябре, а в декабре происходит традиционный сезонный пик спроса из-за корпоративных праздников. «Если раньше девушка, выбирая между покупкой нарядного платья за 25 тыс. руб. или его арендой на три дня за 5 тыс. руб., нередко выбирала покупку, то теперь, когда цены на платья поднялись до 40–45 тыс. руб., а цена аренды осталась прежней, подход многих клиенток изменился», — рассказывает предприниматель. Раньше в Look100 приходили два-три клиента в день, а теперь четыре; дорогие модели стали арендовать чаще; клиенты охотнее делятся с друзьями тем фактом, что платье не покупное, а арендованное — своего рода лайфхак на фоне кризиса, перечисляет она. Средний чек на аренду вечернего платья в Look100 вырос с 2,5 до 3 тыс. руб. За вычетом расходов на химчистку и проч. разовая прибыль с одного платья достигает 900 руб.

Основатель сервиса Rentmania Аркадий Мешковский также отмечает рост спроса на аренду вещей. «Мы стартовали только в июне 2014 года, поэтому не можем дать сопоставимые данные, но, например, в феврале 2015 года по сравнению с ноябрем 2014 года спрос на аренду детских весов вырос в полтора раза, приблизительно настолько, насколько они подорожали в продаже», — рассказал он РБК.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Инвестиции"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны Политика, 09:13
В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц Общество, 09:10
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания Pro, 09:07
Доступ к станку: почему растет рынок лизинга Дискуссионный клуб, 09:00
Минздрав убрал антибиотики и гормоны из стандарта лечения ОРВИ Общество, 08:56
В Центральной Украине прогремели взрывы Политика, 08:50
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженность Pro, 08:47
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Посольству России запретили возложить венки к «Духу Эльбы» в США Политика, 08:40
Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны Политика, 08:38
Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов Спорт, 08:30
Матвиенко исключила «закручивание гаек» в России Политика, 08:25
Движение автомобилей по Крымскому мосту временно перекрыли Политика, 08:14
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:13
В Москве на майские праздники парковку сделают бесплатной Общество, 08:08