Экономика

В России запустили государственный поисковик без рекламы "Спутник"

В России запустили государственный поисковик без рекламы "Спутник" Фото: РБК

Сегодня "Ростелеком" представил государственный интернет-поисковик "Спутник" (sputnik.ru). Презентация бета-версии продукта состоялась на Петербургском экономическом форуме в присутствии бывшего министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. По словам главы по разработке продукта Sputnik.ru Михаила Козлова, в первый год работы в поисковике не будет рекламы, это позволит проекту привлечь аудиторию.

Над поисковиком работают около 150 специалистов, в том числе разработчики из российских интернет-компаний, среди которых бывшие сотрудники "Яндекса" и Mail.ru Group, рассказал РБК представитель Sputnik.ru Дмитрий Чистов. По его словам, в режиме бета-версии (ограниченной по функциональности) продукт будет работать до конца года. Если какой-то из сервисов "не выстрелит", то его будут менять, отметил Чистов. "90% населения России рано или поздно станут интернет-пользователями. Поэтому сейчас появляется цифровая инфраструктура государства и общественных институтов. Мы понимаем, что это сфера будет востребована людьми, а "Спутник" станет точкой доступа к государственным сервисам", - говорит Чистов.

Пользователь сможет найти в поисковике такие сервисы, как "Мой дом", "Удобная Россия", сервис по поиску недорогих лекарств в аптеках. По задумке авторов проекта, "Спутник" будет предоставлять информацию справочного характера. Например, по запросу "как оформить загранпаспорт", пользователь увидит в поисковой выдаче сайты с официальной или наиболее полной информацией по этому вопросу. По словам Чистова, поисковик не должен становиться прямым конкурентом другим игрокам этого рынка - "Яндексу" или Google.

Монетизировать продукт все же планируют, говорит Чистов, с помощью рекламы, но после того, как будет понятно, какую аудиторию удалось привлечь. Сейчас на тест поисковика в интернете записались 10 тыс. человек. "Спутник" сотрудничает с рядом поставщиков справочной информации, рассказал Козлов. "У нас есть интеграция с сайтом gosuslugi.ru, мы будем развивать это направление", - добавил он.

После презентации госпоисковика вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов рассказал журналистам, что проект вырос из стартапа – проекта команды энтузиастов информационного поиска, которая начала разработку в середине 2000-х гг. в структуре одного из российских IT-холдингов. Сотрудничество с "Ростелекомом", который исследовал возможности выхода на новые рынки, началось в 2010г.

Поисковая выдача "Спутника", по словам Басова, определяется специальными математическими алгоритмами. "Для нас важно по запросу "школьница" найти девочек в аккуратных платьицах и белых передничках, а не что-то там еще", - подчеркнул вице-президент "Ростелекома". Басов также добавил, что сайт уже сегодня оптимизирован для мобильных устройств, кроме того, в ближайшем будущем компания планирует релизы мобильных приложений под каждый портальный сервис.

На данный момент "Спутник" проанализировал более 10 млрд ссылок, подбирая достоверные и официальные источники информации. "Налогоплательщику этот проект не стоил ничего. Все инвестиции в "Спутник" - инвестиции "Ростелекома", объем которых мы не раскрываем", - утверждает Басов. ОАО "Ростелеком" на 46,99% принадлежит Росимуществу, два других крупных акционера – госкорпорация ВЭБ (4,13%) и "дочка" "Ростелекома" "Мобител" (9,38%).

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В апреле Басов заявлял, что вложения в проект окажутся меньше, чем в сервис заказа такси GetTaxi, который в 2013г. объявлял, что совокупно получил от инвесторов 52 млн долл. Басов опроверг слухи о наличии административного ресурса и возможной предустановке "Спутника" в госучреждениях, подчеркнув, что перед проектом стоят рыночные задачи, решать которые предстоит с помощью рыночных рычагов.

Идея создания национального поисковика появилась шесть лет назад во время вооруженного конфликта в Южной Осетии, рассказывал ранее РБК депутат Госдумы Илья Пономарев. По его словам, в администрации Медведева впервые обратили внимание на то, каким образом материалы СМИ располагаются в поисковой выдаче и как это влияет на общественное мнение.

"Тогда показалось, что Россия проиграла информационную войну, так как в "Яндексе" выдавались в первую очередь прогрузинские материалы СМИ. В интернете тогда доминировала антироссийская позиция, в том числе среди российских пользователей", — говорит Пономарев. После этого на уровне Владислава Суркова, тогда — первого заместителя руководителя Администрации президента, было принято решение создать государственный поисковик, который можно было бы контролировать, рассказывает депутат. Однако, по его словам, инициатива перешла в другую плоскость: на информационную картину было решено воздействовать с помощью ботов — специальных программ, которые могут влиять на выдачу информации в поиске. Но команда бывшего министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева подхватила проект государственного поисковика, руководствуясь экономической составляющей: из Минкомсвязи проект перешел в "Ростелеком", добавил Пономарев.

Сегодня Россия является одним из немногих крупных рынков (наряду с Китаем и Южной Кореей), лидерство на котором остается за отечественным интернет-поиском. Согласно данным LiveInternet, в апреле 2014г. доля "Яндекса" на российском рынке поиска составляла 62%, Google — 27,6%, Mail.ru — 7,7%.

Ирина Юзбекова

22 мая 2014 г.




Материалы наших партнеров:
  • РБК.Стиль: Классика в обработке: самые классические вещи в современном прочтении
Читайте также
С 2015 г. налог на недвижимость физлиц вырастет втрое На чем ездят люди, которые управляют интернетом 6 длинных пробок в Москве, которые скоро исчезнут