Правительство упростит малому бизнесу отчетность перед налоговой
О решении комиссии, принятом в понедельник, РБК рассказали два участника совещания. Законопроект Минфина направлен на развитие электронного документооборота и снижение издержек компаний, говорится в пояснительной записке к документу (копии законопроекта и пояснительной записки есть у РБК).
Изменения коснутся 80 ст. НК (Налоговая декларация) и затронут, прежде всего, малый бизнес. Сейчас компании обязаны подавать документы в налоговую службу в электронном виде, только если численность сотрудников превышает 100 человек за предшествующий календарный год. Поправки сокращают эту планку в два раза (более 50 сотрудников).
«Это сократит время и расходы бизнеса на заполнение и сдачу отчетности, упростит ведение бухгалтерского и налогового учета и приведет к некоторой экономии ресурсов», – считает юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков. Кроме того, упрощается порядок предоставления документов и их копий в налоговый орган, допускается предоставление сканированных документов, указывает он.
Второй блок поправок регулирует порядок оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Сейчас налоговые органы часто прилагают к акту проверки не все материалы налогового контроля, в том числе обосновывающие позицию налоговиков, и предоставляют их только в суд, когда возникает спор по результатам проверки. Это создает определенные проблемы для бизнеса, отмечает заместитель директора юридического департамента Торгово-промышленной палаты Дмитрий Фадеев.
Авторы законопроекта предлагают прописать в 101 ст. Налогового кодекса (Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки), что «начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля фиксируются в справке о проведенных дополнительных мероприятиях». Эта справка будет в обязательном порядке выдаваться налогоплательщику, что поможет ему быстрее оспорить результаты проверок, считает Павел Ивченков.
Сейчас Налоговый кодекс не указывает, каким образом налоговая служба должна оформлять результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, и как налогоплательщик может их оспорить, говорит старший юрист налоговой практики Goltsblat BLP Александр Ерасов. «Несмотря на данный пробел законодательства, в судебной практике был выработан однозначный подход. Согласно нему, налогоплательщик должен иметь возможность ознакомиться с результатами таких дополнительных мероприятий и принять участие в их рассмотрении. Теперь эти правила будут закреплены непосредственно в НК», – говорит он.
Ранее судебная практика признавала решения налоговых органов о привлечении к ответственности недействительными, если налогоплательщик не был ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий, проведенных при выездной проверке, вспоминает адвокат «Хренов и партнеры» Алексей Долгов. «Впрочем, налоговые органы редко допускали такие ошибки в последнее время», – оговаривает он.
Проект закона не предусматривает обязанности знакомить налогоплательщиков с итоговыми выводами, которые будут сделаны налоговыми органами на основании проведенных допмероприятий – на практике о таких выводах большинство налогоплательщиков по-прежнему будут узнавать только из итогового решения по результатам проверки, скептичен Ерасов. «Необходимо добавить эту обязанность в проект закона, поскольку предметом налоговых споров, как правило, являются именно итоговые выводы налоговых органов, а не сами материалы, на которых данные выводы основаны», – заключает он.