Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Uber против консерваторов: как сервис борется с европейскими законами

Глава французского МВД распорядился запретить деятельность сервиса для онлайн-заказа такси UberPop. Франция — не единственный конфликтный рынок для Uber, однако компания не боится идти в суд, чтобы менять «правила игры»
Uber против консерваторов: как сервис борется с европейскими законами

Поздно ночью в четверг глава французского МВД Бернар Казнев распорядился немедленно запретить деятельность приложения для онлайн-заказа такси UberPop. Франция — не единственный «конфликтный» рынок для калифорнийской компании, впрочем, это не мешает ей активно развиваться и готовиться к выходу на биржу.

Слова французского министра о запрете UberPop стали ответом на объявленную несколько дней назад бессрочную забастовку водителей традиционных такси, протестующих против сервиса. К четвергу численность бастующих достигла 2,8 тыс. в нескольких французских городах, в Париже им удалось заблокировать подъезды к аэропортам Орли и Шарля-де-Голля. Забастовка сопровождалась беспорядками: протестующие жгли шины и даже избили нескольких водителей сервиса и пассажиров. «UberPop — нелегален, — заявил Казнев. — Однако сервис может быть запрещен только по решению суда».

Конфликт между «традиционными» перевозчиками и водителями UberPop во Франции начался не вчера. Формально с 1 января 2015 года сервис запрещен во Франции законом, который не разрешает заниматься коммерческим извозом водителям без лицензии — так называемого статуса VTC («туристический транспорт с шофером»).

За нарушение закона — то есть за предоставление услуг извоза через UberPop — французским таксистам грозит штраф в размере €15 тыс. и год лишения свободы. Однако Uber подала в суд жалобу на закон, принятый в октябре 2014 года, и на вынесенное в ноябре судебное решение о запрете деятельности UberPop и наложение на компанию штрафа в размере €100 тыс. Пока компания судится с французскими властями, закон фактически не исполняется. Впрочем, это не останавливает администрацию Парижа от вынесения штрафов: с начала года было заведено 420 дел, несколько сотен водителей были оштрафованы.

Правовая неопределенность в отношении Uber только подогревает недовольство «традиционных» извозчиков, по словам которых из-за подобных онлайн сервисов их выручка за последние два года упала на 30–40%. Число пользователей UberPop во Франции за три года существования достигло 250 тыс. человек.

Uber против всех

В сообщении пресс-службы Uber, поступившем в РБК, компания осудила акты насилия в отношении партнеров и их автомобилей, совершенные в Париже и других французских городах. «Мы всегда готовы и открыты к диалогу с правительством Франции и другими официальными органами», — заявила компания, добавив, что «пользователи ценят и любят Uber» и их количество растет повсеместно.

Проблемы у компании не только во Франции. Uber пришел в Европу в 2012 году и, как отмечают некоторые СМИ, его активность в судах сопоставима разве что с темпом привлечения инвестиций. 23 июня The Wall Street Journal написал, что компания ведет переговоры с банками о предоставлении кредитной линии до $1 млрд. Если сделка будет закрыта, общая сумма привлеченного Uber финансирования достигнет $10 млрд. В декабре прошлого года Uber был оценен более чем в $41 млрд, став одним из самых дорогих стартапов в мире (уступает только китайскому производителю смартфонов Xiaomi, который в декабре был оценен в $45 млрд).

Суды запрещали деятельность UberPop в Испании, Германии, Италии, Нидерландах и Бельгии (на сегодняшний день Uber предоставляет свои услуги в 20 европейских странах).

В мае этого года миланский суд удовлетворил иск итальянских ассоциаций такси и обязал Uber прекратить деятельность по всей Италии, за нарушение запрета водителям грозит штраф €20 тыс. В апреле Uber запретило правительство швейцарского кантона Женевы: оно считает, что сервис фактически выполняет диспетчерские функции и потому обязан следовать налоговому законодательству Швейцарии. Штраф за нарушение запрета составит 20 тыс. швейцарских франков (около €19,3 тыс.).

В Германии Uber ведет одну из самых серьезных судебных «баталий». Компании запретили работать в двух крупнейших городах страны — Берлине и Гамбурге — еще в августе-сентябре прошлого года. Причем запрет распространялся не только на UberPop, но и премиальный UberBlack. Несмотря на запрет, компания продолжала предоставлять услуги, но ей пришлось пойти на кардинальные меры, чтобы не нарушать немецкое законодательство. В октябре 2014 года UberPop снизил тарифы на свои услуги в Берлине до €0,35 за километр (вместо €1,60 ранее). Такой тариф фактически оставил водителей без прибыли, что позволило им ездить без лицензии — это разрешено немецким законом, регулирующим деятельность сервисов для совместных путешествий на автомобиле (такие, как Bla Bla Car и его немецкий аналог Mitfahrgelegenheit).

Таким образом, Uber закреплялся на немецком рынке перевозок — одном из самых растущих для компании в Европе — и выигрывал время для судебных тяжб. Однако такая ситуация отнюдь не радовала водителей: как отмечал WSJ, после снижения тарифов количество машин, доступных в UberPop, резко сократилось.

В апреле франкфуртский суд запретил водителям Uber возить пассажиров без лицензии уже на территории всей Германии, за каждое нарушение запрета компании грозит штраф в €250 тыс. Тем не менее компания намерена продолжить бороться в суде и дальше предоставлять услуги (по тарифам, не приносящим водителям прибыли) в Дюссельдорфе, Гамбурге и Берлине.

Во всех странах претензии регуляторов вызывает именно сервис UberPop, который позволяет работать таксистом фактически человеку «с улицы», не имеющему специальной лицензии. В европейских странах, например во Франции, лицензия на пассажирские перевозки стоит десятки тысяч евро и требует от водителя такси проходить обучение в течение 250 часов, не говоря уже о том, что «частники» не имеют специальной страховки и не платят налоги.

Сейчас UberPop доступен в Бельгии (Брюссель, Антверпен), во Франции (Париж, Марсель, Нант, Лион, Страсбург, Бордо, Лилль, Ницца, Тулуза), в Чехии (Прага), Эстонии (Таллин), Италии (Генуя, Милан, Турин), Нидерландах (Амстердам, Гаага, Роттердам), в Норвегии (Осло) и Польше (Варшава, Краков), сообщила РБК представитель компании.

В России UberPop не представлен, поскольку российское законодательство не позволяет работать водителям без лицензии. Сервис UberX (и UberBlack — машины представительского класса) работает только с юридическими лицами (таксомоторными компаниями) или индивидуальными предпринимателями, которые являются частными профессиональными водителями.

Новые правила

Uber оспаривает решения всех местных судов, накладывающих ограничения на работу его сервисов. «Мы полагаем, что то, как написаны законы Франции, Германии и ряда других стран ЕС, и то, как суды их интерпретируют, нарушает базовое европейское право», — заявил WSJ Марк МакГэнн, глава публичного порядка Uber по региону EMEA. По его мнению, страны нарушают антимонопольное законодательство ЕС, запрещая деятельность сервиса.

Uber жаловался на Испанию, Францию и Германию властям ЕС, и те в апреле выступили с инициативой проанализировать, как UberPOP влияет на европейский рынок таксомоторных услуг. В конце февраля комиссар ЕС по транспорту Виолета Балк написала в письме Европарламенту, что исследование поможет получить Еврокомиссии представление о том, как новые технологии влияют на рынок, и принять решение о том, необходимо ли регулирование сервиса на общеевропейском уровне. «Новые технологии предоставляют новые возможности, но вместе с тем и новые вызовы», — пояснил пресс-секретарь комиссара изданию Euranet-Plus.

Интересно, что бельгийские власти, запретившие деятельность UberPop еще весной прошлого года, в этом году сами предложили реформировать индустрию такси, чтобы позволить Uber работать в стране, не нарушая законодательство. Водителей Uber обяжут раскрывать свою выручку и следовать стандартам безопасности, но в целом новое законодательство будет более приспособлено к транзакциям «от пользователя к пользователю».

Uber — не единственный представитель экономики совместного потребления (sharing economy), который сталкивается с непониманием и претензиями со стороны регуляторов. К примеру, точно так же за несоответствие «традиционному» законодательству в разных странах мира «достается» сервису для поиска жилья Airbnb.

В Нью-Йорке, например, владельцы жилья не могут сдавать его на короткий срок (до 30 дней), если сами в нем не живут, и, по словам генерального прокурора, 72% бронирований через Airbnb нарушает это законодательство. На это основатель Airbnb отвечает, что сервис приносит городу $1,15 млрд экономической активности.

В ряде стран претензии к сервису предъявляют налоговые власти, также он подвергается критике со стороны отелей. В мае 2014 года власти Барселоны оштрафовали Airbnb на €30 тыс. за нарушение местного туристического законодательства — оно требует получать лицензии на сдачу жилья в аренду. В Airbnb на это ответили, что «Барселоне следует придерживаться новейших технологий» и что в компании разочарованы решением, которое «сдерживает развитие города».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20