Перейти к основному контенту
Катастрофа во Внуково ,  
0 

VIP-терминал: кто зарабатывает на бизнес-авиации во Внуково

Большинство россиян считают главными воздушными воротами страны Шереметьево и Домодедово, но только не крупные компании и успешные бизнесмены. Бизнес-джеты перевозят тех, кто готов платить много. И самый популярный аэропорт у этих клиентов – Внуково-3, где на этой неделе разбился самолет главы Total Кристофа де Маржери. РБК разбирался, кто зарабатывает на бизнес-авиации во Внуково
Международная выставка деловой авиации Jet Expo-2014 на территории центра бизнес-авиации Внуково-3
Международная выставка деловой авиации Jet Expo-2014 на территории центра бизнес-авиации Внуково-3 (Фото: ТАСС)

Кто занимается бизнес-авиацией во Внуково

Аэропортовый комплекс Внуково-3, который занимается обслуживанием деловой авиации и VIP-чартеров, был открыт в 2004 году на месте бывшего ведомственного терминала Роскосмоса. С 1963 года здесь располагался аэровокзал ракетно-космической корпорации «Энергия». В 2004 году по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова РКК «Энергия» передала аэропорту Внуково 4,6 га под строительство зоны деловой авиации Внуково-3.

Сейчас Внуково включает три бизнес-терминала: «Космос» и терминал международных перевозок, которые позволяют обслужить около 40 человек в час, а также терминал внутренних перевозок, обслуживающий около 15 человек в час.

Самый востребованный во Внуково - терминал международных перевозок. Его оператор –  ЗАО «Виппорт» с запутанной структурой собственности: на 50% компания принадлежит кипрским Cythercorp и Morimoto, чей бенефициар, в свою очередь, – зарегистрированная на BVI Corwell Finance Limited; еще 50% – у компании «Центр обеспечения полетов «Русаэро», которую контролирует бизнесмен Дмитрий Купцов (данные СПАРК).

Эти же кипрские офшоры на 75% контролируют терминал внутренних перевозок. Им же, если верить СПАРК, принадлежат доли еще в трех десятках компаний, которые оказывают различные услуги в аэропорту Внуково, среди них – «Трансагентство Внуково» (авиакассы в здании аэропорта),«Авиатехинвест» (владеет техническими сооружениями аэродрома) и другие. Наконец, этим же двум офшорам принадлежит 75,5% управляющей компании «Внуково-инвест».

Совладельцами «Внуково-инвеста» считаются председатель совета директоров и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев и миллиардер Андрей Скоч. В июне 2014 года «Внуково-инвест» переизбрало совет директоров – в него помимо Виталия Ванцева и представителя Скоча, гендиректора благотворительного фонда «Поколение» Дениса Марусенко, вошла Лариса Гитарская, директор по развитию проектов ООО USM Advisors, которая управляет активами Алишера Усманова, Скоча и других их партнеров. Представитель USM от комментариев отказался. Источник, близкий к компании, подтвердил, что Скоч через своего отца действительно является совладельцем бизнес-терминалов во Внуково. Ванцев от комментариев отказался.

О председателе совета директоров группы компаний «РусАэро» (в нее входит одноименная авиакомпания) Дмитрие Купцове, которому принадлежит вторая половина «Виппорта», известно немного. Он считается крупнейшим игроком на рынке деловой авиации, говорит гендиректор одного из операторов бизнес-джетов. Структуры Купцова оказывают те же услуги в питерском Пулково, а также в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика. Связаться с ним РБК не удалось.

«Дорогие» гости

Внуково – самый популярный аэропорт у российского бизнеса. По статистике Европейской организации по безопасности полетов (Eurocontrol, агрегирует данные по международным рейсам), за 2013 год в среднем в день из Внуково-3 вылетали 30 рейсов деловой авиации. Для сравнения: из Шереметьево – семь, из Пулково – пять, из Домодедово (Domodedovo Business Aviation Center) – около четырех.

В день из четырех московских аэропортов вылетает 90–110 бизнес-джетов (включая внутрироссийские рейсы), говорит гендиректор одной из компаний-операторов, специализирующихся на частных перелетах. На Внуково приходится около 75%, утверждает его коллега из конкурирующей фирмы. «Девять из десяти наших рейсов вылетает из Внуково», – говорит представитель компании «Бизнес авиация».

Бизнес-авиация в Москве

90–110 бизнес-джетов в день взлетают и приземляются в московских аэропортах

75% московских вылетов бизнес-джетов приходится на аэропорт Внуково

8 км - расстояние от Москвы до Внуково. Близость к столице – главное преимущество аэропорта перед Домодедово и Шереметьево

20–30%  - на столько бизнес-терминалы во Внуково дороже, чем в Домодедово 
и Шереметьево

348 млн руб. - выручка ЗАО «Виппорт», оператора бизнес-терминала международных перевозок в 2013 году

11,5 млн руб. - чистая прибыль ЗАО «Виппорт» в 2013 году

3 авиакомпании, занимающиеся бизнес-чартерами, базируются во Внуково

 

Услугами Внуково-3 пользуются и богатейшие россияне, и корпорации: здесь, к примеру, базируются самолеты Алишера Усманова и Рустама Тарико, а также бизнес-джеты «Роснефти», «Газпрома», НОВАТЭКа и РЖД. Группа «Абрау-Дюрсо» регулярно арендует самолеты бизнес-авиации, базирующиеся во Внуково-3, – говорит представитель компании Дарья Домостроева. – Мы арендуем чартеры, когда у нас в Абрау проходят крупные мероприятия, на которые надо привезти большое число гостей». По ее словам, в этом году компания дважды арендовала самолет Bombardier авиакомпании «Северсталь».

Популярность аэропорта объясняется его близостью к Москве и Рублево-Успенскому шоссе, откуда часто приезжают высокопоставленные пассажиры. Внуково находится в 8 км от Москвы, Шереметьево – в 10 км, Домодедово – в 22 км. Только последний обеспечивает вылет-прилет бизнес-джета без привязки ко времени, уточняет представитель этого аэропорта. Впрочем, гендиректор одной из компаний бизнес-авиации отмечает, что Домодедово так и не нашел своего постоянного клиента из-за своей удаленности от центра города. Шереметьево среди деловой элиты пока не очень популярен, сказывается дефицит площадей: один из самолетов Алишера Усманова был перебазирован во Внуково, так как мешал работе грузового терминала Шереметьево. Но самая большая проблема – пробки (до аэропорта трудно добраться из-за того, что Ленинградское шоссе слишком загружено). Представители Шереметьево ранее говорили, что аэропорт сможет вернуть позиции после того, как будет построен первый участок платного шоссе Москва – Санкт-Петербург.

Внуково не только самый удобный, но и самый дорогой столичный аэропорт для бизнес-авиации, рассказывают сотрудники компаний-операторов и сами клиенты. Обслуживание во Внуково стоит на 20% дороже, чем в других европейских аэропортах и в Шереметьево, и на 30% по сравнению с Домодедово, говорит гендиректор одной из авиакомпаний. Стоимость перелета из Москвы, к примеру, на юг России и обратно для пассажиров одного бизнес-джета вместимостью до 50 человек составляет порядка 1 млн руб., говорит сотрудник одной из компаний, часто летающих из Внуково.

Кто в доле?

Как точно делится эта выручка – разобраться трудно. Стоимость облуживания бизнес-джета состоит из нескольких частей, рассказал РБК сотрудник одной из компаний-брокеров, которая организует рейсы по заказу частных клиентов. В структуру затрат входит аэропортовый сбор, который вычисляется с максимальной взлетной массы самолета, сбора за навигацию (около €100), за предоставление метеосправки (около €50). Эти деньги делятся между государственными структурами.

Основная часть остальных затрат пассажиров остаются у собственников  vip-терминала. Так называемый хендлинговый пакет для одного из самых популярных лайнеров Legasy 600 стоит во «Внуково» €2800, говорит собеседник РБК. В него входит предоставление тягача, машины сопровождения, техконтроль по прилету и вылету, предоставление комнаты для брифинга экипажа и другие услуги. Отдельно оплачиваются услуги клининга, предоставление наземных источников питания, обработка антиобледенительной жидкостью, предоставление гостиницы для персонала и его трансфер. Пользование самим терминалом Внуково-3 пассажиру такого рейса обойдется в €200.

Еще одной важной частью затрат пассажира деловой авиации является заправка самолета (в основном топливо поставляет компания «ТЗК «Внуково», саму услугу по заправке предоставляет Swissport Russia, которая обслуживает регулярные рейсы во «Внуково»).

В названную стоимость также не входит кейтеринг. Его пассажиры могут заказать как в аэропорту, так и в ресторане. Особой популярностью, по словам одного из операторов, пользуется кейтеринг из ресторана «Пушкин». Стоимость услуг стоянки самолета в месяц в аэропорту Внуково составляет €5–6 тыс. в крытом ангаре, за сутки ценник может достигать €1200.

Ни разница в цене, ни трагедия с самолетом главы Total пока не заставила ни одного из клиентов Внуково-3 отказаться от его услуг (по крайней мере, публичных заявлений об этом не было). «Мы продолжим летать из Внуково, - говорит Домостроева из «Абрау-Дюрсо», - нам предстоит празднование 145-летия компании в 2015 году, будет много гостей, и мы опять воспользуемся их услугами». «В нынешней ситуации Внуково не потеряет своего клиента, это удобный аэропорт, и случившееся с самолетом президента Total не изменит этого», — считает гендиректор компании «Джет трансфер» Александр Евдокимов.

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Десять жилых кварталов со школами и детскими садами рядом с домом РБК и ПИК, 07:00
Аэропорт Сочи запросил для себя режим «открытого неба» на три года Бизнес, 07:00
Из-за чего Генпрокуратура потребовала вернуть 13 участков в Барвихе Бизнес, 07:00
Путин получил более 70% голосов на выборах за рубежом Политика, 06:56
Умер тренер «Салавата Юлаева» Константин Кольцов Спорт, 06:46
Северная Корея провела стрельбы из РСЗО сверхкрупного калибра Политика, 06:19
Маск рассказал о встрече с Трампом и употреблении кетамина Технологии и медиа, 06:13
Второе дыхание: как правильно завершить карьеру
Подготовьтесь к переменам и выберите, что делать дальше, с новым интенсивом РБК Pro
Купить интенсив
Россияне стали считать себя счастливее, чем десять лет назад Общество, 06:00
Региональный режим ЧС ввели в Амурской области из-за обрушения на руднике Общество, 05:52
Britannica запланировала получить оценку в $1 млрд в рамках IPO Бизнес, 05:21
CERN прекратит сотрудничество с 500 связанными с Россией специалистами Политика, 04:53
В Армении начали демаркацию границы с Азербайджаном Политика, 04:50
Торговый центр загорелся в Якутске Общество, 04:14
Telegram выпустил облигации на $330 млн для «ускоренного развития» Технологии и медиа, 04:01