Россия уступит второе место в Европе по продажам автомобилей
По итогам сентября, лидером продаж в Европе стала Великобритания – 425,7 тыс. машин (+5,7%), на втором месте идет Германия – 260,1 тыс. (+5,2%), на третьем – Франция – 151,1 тыс. (+6,3%) , сообщил «Автостат» со ссылкой на отчет Европейской ассоциации автопроизводителей (ASEA). Россию ASEA своих в расчетах не учитывает. Но по результатам сентября она заняла бы в этом списке третье место – 197,2 тыс. автомобилей, по данным Европейской ассоциации бизнеса (АЕБ).
По итогам прошлого года, Россия по сравнению с другими странами Европейского союза занимала второе место по объему продаж автомобилей – 2,8 млн штук. Германия стояла на первой строчки рейтинга, с результатом почти 3 млн машин, Великобритания и Франция были на третьем и четвертом месте – 2,3 млн и 1,8 млн штук, соответственно.
В пересчете на год данных за три квартала, в 2014 году в России будет реализовано 2,37 млн автомобилей против 2,78 млн штук в 2013 году (-15%). Исходя из текущих прогнозов АЕБ, экспертов и российских автодилеров в этом году объем продаж может составить 2,3-2,5 млн машин. Если эти прогнозы сбудутся, Россия может потерять второе место в рейтинге продаж. На второе место, при сохранении текущей динамики продаж, поднимется Великобритания (2,6 млн автомобилей). Германия и Франция сохранят свои позиции – первое и четвертое место – 3 млн и 1,8 млн автомобилей, соответственно.
Итоговые результаты продаж в Великобритании могут отличаться от расчетных, поясняет старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PWC) Сергей Литвиненко. Дважды в год - в марте и сентябре – там выходит новая серия номеров. По ним определяется период первой регистрации новой машины. Чем моложе автомобиль, тем выгоднее его перепродажа и ниже страховые взносы. Поэтому часть спроса откладывается именно на эти два месяца, что провоцирует всплески продаж. То есть в четвертом квартале динамика продаж будет ниже. Но на результат по итогам года данный фактор большого влияния не окажет, уточняет эксперт.
По словам Литвиненко, рост продаж автомобилей в Европе обусловлен продолжающимся восстановлением спроса после кризиса 2008-2009 года и эффектом низкой базы. Ситуация в российском автомобильном секторе в большей степени регулируется внутренними политическими событиями, считает операционный директор ГК «Независимость» Ренат Тюктеев: это может носить как временный, так и затяжной характер. На внутренний спрос также оказывает давление экономическая ситуация в стране, добавляет Литвиненко. Согласно прогнозам Минэкономразвития и Росстата, в 2014 году рост ВВП составит 0,5% против 1,3%, инфляция вырастет с 6,5% до 7,5%, рост доходов населения снизится с 3,2% до 0,3%. На фоне роста цен на автомобили на 4-15%, с начала года рубль обесценился по отношению к доллару и евро на 10 и 18%, соответственно (оценка PWC).