Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Гендиректор PSA – РБК: «Всем производителям будет сложно ввозить машины»

Девальвация и падение продаж машин в России заставили местных автопроизводителей пересмотреть свои планы на ближайшие пару лет. О том, как борется с кризисом PSA Peugeot Citroën, на какую модель автомобиля компания делает ставку в 2015 году и как планирует перестроить свой модельный ряд, РБК рассказал генеральный директор PSA Peugeot Citroën в России и СНГ Кристоф Бержеран.
Генеральный директор PSA Peugeot Citroën в России, Украине и СНГ Кристоф Бержеран
Генеральный директор PSA Peugeot Citroën в России, Украине и СНГ Кристоф Бержеран (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

«Мы старались подстроиться под меняющийся рынок»

– Министерство экономического развития выпустило макропрогноз, согласно которому ВВП расти не будет, производство также не покажет сильной динамики.  Вы поправите план производства на 2015 года с учетом таких ожиданий?

– Прежде всего, мы, как и наши конкуренты, исходим из того, что общий объем продаж машин в 2015 году будет ниже 2 млн штук. Это означает снижение на 20% к результату 2013 года. Правительство, безусловно, предпринимает правильные шаги – была расширена и продлена на 2015 год программа утилизации. В то же время потребители не уверены в завтрашнем дне. Сейчас на авторынке все неплохо: покупатели пользуются утилизацией и вкладывают дешевеющий рубль в машины. Но первый квартал следующего года, как мы ожидаем, будет непростым.

– Какой эффект на ваши продажи оказала программа утилизации?

– Мы выбрали свою квоту к третьей неделе ноября. Для каждого бренда – Peugeot и Citroën – продажи в рамках программы составили 1 тыс. машин. На старте программы мы ожидали меньших продаж.

– В продленной программе вы получите такую же квоту?

– Пока мы не знаем точно, но хотели бы ее сохранить. Надо учитывать, что на продажах отразился слабеющий рубль, но этот фактор не будет постоянно толкать рынок. Поэтому я не уверен, что в следующем году реализация машин по утилизации пройдет столь же успешно, хотя это, безусловно, хорошая мера поддержки для автопроизводителей. 

– По статистике АЕБ, PSA Peugeot Citroën заметно потеряла рыночную долю. На мой взгляд, слишком сильно.

– Это ваш взгляд. Для нас в приоритете – прибыльность операций компании в России. Если не вдаваться в цифры, и в предыдущие годы положение дел у компании в России было не самым лучшим. Сейчас мы разработали план действий: проанализировали структуру наших операций, загрузку завода и потребность рынка в новых моделях. Кроме того, мы стремимся к тому, чтобы поднять доход от продаж машин. Ввиду курса рубля, поскольку 60% реализуемых машин мы импортируем, нам пришлось поднимать цены выше рынка. Да, мы потеряли рыночную долю, но зато финансовые показатели такие, как мы закладывали в долгосрочные планы.


PSA Peugeot Citroёn в цифрах

€550 млн составил суммарный объем инвестиций в строительство завода в Калуге, на котором с 2012 года компания собирает автомобили

4 модели собирается сейчас на заводе в Калуге: Peugeot 408, Citroёn C4 седан, Mitsubishi Outlander, Mitsubishi Pajero Sport

140 дилерских точки имеет PSA Peugeot Citroёn в России

На 36%, до 36,7 тыс. автомобилей, упали продажи компании за 11 месяцев 2014 года по сравнению с тем же периодом прошлого года

1,7% нынешняя PSA Peugeot Citroёn доля на автомобильном рынке, в сегменте LCV – 5,3%

Источник: данные компании, АЕБ


– Этот план подразумевает сборку новых моделей в России?

– Мы хотим быть конкурентными на местном рынке. Не позднее 2017 года весь бизнес в СНГ должен пройти точку окупаемости. Очевидно, что в России сегодня есть проблемы на рынке, равно как и на Украине. Год выдался сложным для наших дилеров и для компании, но у нас не было выбора. Нельзя продавать машины в убыток.

– Каковы производственные планы на 2015 год?

– Мы старались подстроиться под меняющийся рынок, например, на несколько недель остановили сборку моделей C-класса. На будущий год, пока мы пытаемся выработать правильный объем производства для каждого рынка, и делаем это максимально осторожно. И потом, на заводе в Калуге еще собираются модели Mitsubishi, у них тоже есть потребности в мощностях.

– Вы ориентируетесь на продажи этого года или еще пессимистичней?

– Первая цель – вернуть часть рынка. В 2014 году мы для этого все подготовили. Например, на долю Peugeot 408 и Citroën C4 седан совокупно приходится около 10% продаж сегмента C, но именно здесь продажи падают вдвое быстрей, чем в среднем по рынку – минус 25%. В Калуге мы работаем над организацией сборки новых моделей. Стратегически мы заинтересованы собирать машины в России. Но не планируем запуск в производство новых моделей в Калуге в 2015 году.

– Какая загрузка предприятия была в 2014 году? В сентябре и октябре.

– Точных цифр не назову. Скажу лишь, что они были ни​же того, что я хотел бы видеть. В целом все так же, как у других компаний, которые построили заводы в России – средний показатель загрузки на уровне 40%. У всех одни и те же проблемы.

«Всем производителям будет сложно ввозить машины»

– На 2015 год вы рассматриваете снижение импорта моделей?

– Очевидно, что, если рубль останется на текущем уровне, всем производителям будет сложно ввозить машины. Надо собирать тут. Мы будем искать возможности собирать в России легкие коммерческие автомобили. Недавно до меня дошел слух, что мы закроем завод в Калуге и уйдем с рынка – это неправда. Мы верим в российский рынок. Даже несмотря на то что он абсолютно хаотичный.

PSA Peugeot Citroёn

Под тремя всемирно известными брендами – Peugeot, Citroёn и DS – в 2013 году группа PSA Peugeot Citroёn продала в мире 2,8 млн автомобилей, из них 42% за пределами Европы. Второй по величине европейский автопроизводитель, в 2013 году концерн получил выручку в размере €54 млрд. Группа подтверждает свои позиции в качестве европейского лидера по снижению выбросов CO2 (средний выброс – 115,9 г/км в 2013 году). PSA Peugeot Citroёn ведет коммерческую деятельность в 160 странах. Наряду с производством автомобилей группа также ведет финансовую деятельность (Banque PSA Finance) и осуществляет производство автокомпонентов (Faurecia).

– У вас есть 301 и Elysee – модели начального уровня. Почему их продажи остаются от конкурентов из Kia и Hyundai?

– Мы импортируем эти модели. Это конкурентный сегмент,​ и мы продаем здесь меньше, чем могли бы. Зато не в убыток себе. Поэтому вы и не видите больших объемов по этим моделям.

– Есть только одно решение – собирать их здесь.

– Верно. Но в Калуге это пока невозможно: эти автомобили построены на другой платформе, а значит, нужны инвестиции в новую линию сборку. Пока мы ищем другое решение в среднесрочной перспективе.

– Как себя чувствуют дилеры?

– Думаю, они не очень счастливы. У них есть проблемы с объемом продаж и послепродажного обслуживания. Многие не выполняют годовой план, который согласован с нами. Однако они верят в наши марки, нашу поддержку и новые модели.

– Что будет с ценами на запасные части?

– Мы поднимаем цены на 8–10% в этом году. В следующем году так же будут корректировки. По каким-то позициям мы ищем поставщика в России.

– А как дорожали российские комплектующие?

– На 5–7%.

– Когда вы построили завод, у вас появилось обязательство по локализации. Вы идете по графику?

– Да, мы выполняем постановление 166. Наш уровень – 35–40%, это выше, чем требуется, и мы работаем над увеличением локализации еще на 10%, чтобы обеспечить большую рублевую составляющую в конечной цене машин. Снижение курса рубля отражается на показателе незначительно, важнее дать загрузку российским поставщикам. Тогда можно требовать сроки логистики и качество.

– Вы сокращали людей?

– В целом по компании мы уменьшили штат на 25%. Невозможно, оказавшись в условиях кризиса, не реагировать на него.

– Больше скидок – больше продажи.

– Нет, скорее какие модели и какие объемы. Что импортировать и когда. Надо знать уже сейчас, что вы хотите делать хотя бы до марта. Политика скидок – это неправильный подход.

– Как вырастут цены с 1 января?

– Я не скажу точных цифр, но невозможно вести дела по-старому при таком снижении рубля. Вы уже видели новые ценники в ноябре–декабре у нас и конкурентов.

– Когда рынок вернется к росту?

– Не знаю. Могу только сказать, что к 2020 году рынок в СНГ вырастет на 35–40% – таковы наши ожидания. В России число машин на 1000 человек значительно меньше, чем в других странах Европы, доходы людей позволяют купить автомобиль. 

Кристоф Бержеран, генеральный директор PSA Peugeot Citroёn в России, на Украине и в странах СНГ

Родился 10 июня 1963 года в Вильнёв-Сен-Жорж во Франции. Окончил Институт политических исследований в Париже (HEC) и там же Высшую школу коммерции (Sciences Po). С 1986 года работал в небольших компаниях в сфере туризма. В 1988 году пришел в PSA Peugeot Citroёn, где стал отвечать за продажи регионального подразделения Peugeot в Тулузе (Франция). Затем выполнял различные функции в коммерческом филиале группы во Франции, занимался продажами и маркетингом. В 2000 году был назначен управляющим директором филиала Peugeot Darl’Mat в Париже. В 2001 году возглавил подразделение Peugeot в Португалии, затем в 2003 году – Peugeot в Италии. В 2008–2010 годах Бержеран руководил французским подразделением Peugeot, в 2010–2013 годах – директор розничной сети PSA Peugeot Citroёn. PSA Peugeot Citroёn в России Бержеран возглавляет с января 2014 года. Женат, двое детей.

«Россия – это несколько рынков в одном рынке»

– Какие новые модели будут в 2016 году?

– Мы хотим нарастить долю в сегменте SUV. Надо поработать в этом сегменте – тут у нас недостаточные объемы. 

– Но не каждый бренд преуспел в этом сегменте?

– Если вы посмотрите на конкурентов – у всех есть продажи в этом сегменте. Что мешает нарастить присутствие там нам? В России покупатели обращают внимание на дизайн и качество. Если все на месте и дизайн хороший, вы получите своего покупателя.

– Есть проблемы с лояльностью к марке?

– Наша главная задача – собирать машины в России и показать нашим покупателям, что у нас есть хорошие модели для них. Далее – вопрос имиджа и продвижения. В Европе мы уже прошли этот путь. Сейчас мы повторяем то, что сделали в Старом свете десять​​ лет назад.   

– Почему мало дизельных машин?

– При формировании модельного ряда вы опираетесь на объемы продаж. Имея долю рынка 1–2%, вы не можете выводить на рынок все возможные модели и модификации. Такие цифры не могут задавать модельную политику. Каждую версию необходимо сертифицировать, адаптировать к местным условиям эксплуатации, значит, должны быть хорошие продажи. Поэтому мы ввозим только то, что хорошо продается, и не предлагаем большого числа дизельных модификаций. У нас нет здесь 308 SW: российский рынок формируют седаны и SUV.

– Так что Peugeot 408 и Citroën C4 седан будут базовыми машинами для рынка?

– Пока да.

– Как изменилась работа с дилерами в этом году? Модель поощрения.

– В этом году мы работали над тем, чтобы бонусы отражали снижение нашей доли на рынке. На 2015 год мы хотим поменять подход, чтобы объем поставок и качество обслуживания отвечало запросам их покупателей. Например, есть региональная специфика: надо отталкиваться от региона, в разных областях различные условия эксплуатации и ожидания покупателей. Тут есть, что менять в плане работы – Россия – это несколько рынков в одном рынке. Так же и в сегменте запасных частей, надо адаптироваться под существующие реалии. Кроме того, мы внимательно следим за локальной долей рынка каждого дилера. Мы хотим в первую очередь поощрять хороших дилеров.

– Какова доля дилеров, отказавшихся от контракта с вами?

– C кем-то мы прекращаем работу, с другими заключаем контракт. В начале года у Citroën было 65 дилеров, к концу года – 63. У Peugeot в январе было 80, сейчас 77–78. Тут важней отслеживать ситуацию в городах, где нам нужен сильный дилер. Мы анализируем каждый случай отдельно.

– У вас есть дилеры в Крыму?

– Да, по два у Peugeot и Citroen. Мы одними из первых заключили там контракты. Эти дилеры ранее были ранее частью сети нашего украинского филиала. Понятно, что теперь они должны были начать работать с российским офисом компании, так сложилось – это факт. Мы поддержали местных партнеров и в июне подписали первый контракт. Никто не хочет проблем у дилеров своей марки и никто не будет бросать своих покупателей без сервиса. Нам пришлось решить проблемы с доставкой машин.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46