Перейти к основному контенту
Война санкций ,  
0 

Молочная адаптация: как Valio и «Сваля» компенсируют потери от санкций

Молочные компании, пострадавшие от российских антисанкций, адаптируются к новым условиям. Они переносят производство в Россию и расширяют поставки разрешенной продукции. Но восполнить понесенные потери они так и не могут
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

По данным ФТС, доля импорта на российском молочном рынке в 2013 году составляла около 25%, на рынке сыра эта цифра доходила до 50%. Введенные Россией контрсанкции закрыли рынок для производителей из ЕС, на которых приходилось почти две трети импорта молочной продукции в России.

Западные производители молочной продукции адаптировали свой бизнес в России к условиям продуктового эмбарго. Крупные компании, такие как Valio и Arla, пытаются заместить импорт, размещая производство на российских заводах, в том числе у непосредственных конкурентов России. Еще один путь сохранить присутствие бренда в России нашла литовская «Сваля»: вместо творога и сыра компания увеличила поставки мороженого и глазированных сырков (они не вошли в список запрещенных к ввозу товаров). Но, как свидетельствуют данные скан-панели «Ромир» и информация, полученная от торговых сетей, компаниям не удалось сохранить досанкционный объем продаж или восполнить выпавшие поставки.

Местное производство Valio

По данным BusinesStat, крупнейшим поставщиком-производителем, поставляющим сыры на российский рынок в 2013–2014 годах, была компания Valio. Объем ее поставок на российский рынок за август 2013 — июль 2014 года составил 32,1 тыс. т, а доля — 11,3% от суммарного импорта. Вторым крупнейшим поставщиком была FrieslandCampina Cheese, которая поставила 27,8 тыс. т готовой продукции (9,8% в объеме импорта). Компания Arla Food заняла третье место с 21 тыс. т, или 7,4% от всего импорта готовой продукции.

Valio, которая до введения эмбарго около 90% продаваемой в России продукции ввозила из Финляндии, пытается заместить выпавшие объемы продаж производством в России. У Valio в России есть собственное производство — завод в поселке Ершово Московской области. Чтобы смягчить последствия эмбарго, Valio увеличила выпуск продукции на нем вдвое: компания ввела в линейку плавленный сыр Viola в «ваннах» (до этого там делали твердые сыры и «треугольники»), за счет запуска новой линии увеличила сырное производство с 4 тыс. до 10 тыс. т в год и начала производство на заводе масла Valio. В ноябре 2014 года пресс-служба компании сообщала, что для производства новых продуктов Valio будет использовать сырье из стран, импорт из которых разрешен в Россию. Всего в завод с момента его открытия Valio инвестировала 4 млрд руб. 

Также компания выпускает свою продукцию по контракту на линиях компании «Галактика» под Санкт-Петербургом, где компания выпускает питьевые йогурты Valio Clean Label, кефирный биопродукт Valio Kefir, молоко и сливки. Производство на «Галактике» финская компания нарастила в три раза. Но собственных мощностей и контрактного производства на «Галактике» Valio не хватило. Чтобы наладить в России производство йогуртов, творога и творожных муссов, компания в январе 2015 года заключила контракт с немецкой Ehrmann, на мощностях которой в Раменском районе Московской области теперь производятся эти товарные категории. Как поясняли ранее РБК в пресс-службе Valio, производить эти виды продукции на «Галактике» технологически невозможно.

С августа 2014 года ассортимент импортных продуктов Valio в России состоит из немолочной продукции под брендом Valio (родниковая вода, соки, кисели, соковые напитки) финского производства, а также продукции, произведенной в России. Кроме того, компания пытается наладить поставки безлактозной продукции, которую правительство исключило из списка эмбарго.

Представитель одной из крупнейших розничных сетей «Дикси» Екатерина Куманина говорит, что в ассортименте сети сейчас представлены йогурты и плавленые сыры Valio, а молоко, сметана и сливочное масло были замещены продукцией в том числе российских производителей.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

В пресс-службе Valio в России не ответили на запрос РБК о том, насколько удалось заместить импортные поставки товарами локализованного производства. Чистая выручка компании в России по итогам 2014 года сократилась на 35%, до €258 млн, Valio объясняла это влиянием продуктового эмбарго: на долю России в прошлом году приходилось 37% ее экспорта.

Увеличение объемов производства в России не помогло Valio сохранить лояльность покупателей: по данным холдинга «Ромир» (в онлайн-режиме отслеживает покупки более 10 тыс. потребителей в 52 городах России), например, сыр «Ольтерманни» в марте 2015 года покупали 4,04% потребителей вместо 10,05% годом раньше.

Даже с учетом переноса части мощностей производителей на территорию России после введения эмбарго ассортимент этих брендов на полках сократился, соглашается представитель «Дикси» Екатерина Куманина. Например, по сравнению с апрелем 2014 года ассортимент молочных продуктов Valio в сети сократился на треть, а объем закупок — на две трети, уточняет она.

Воронежская Natura

Еще одна западная компания, датско-шведская Arla Foods (бренды Arla Apetina, Arla Natura), также в августе прекратила ввоз продукции. При этом датчане сразу заявили, что уходить из России не собираются, хотя на продажи в России у компании приходился​ 1% оборота.

Своих заводов Arla в России нет, но компания по контракту производит сыр на Калачеевском сырзаводе в Воронежской области, которым владеет холдинг «Молвест». После введения эмбарго Arla удвоила производство на этих линиях, был запланирован рост до 15 тыс. т в год. Кроме того, на полках появилось безлактозное молоко этого производителя, которого раньше в России не было. Это подтверждает и Андрей Голубков, который отмечает, что в конце марта в ассортименте «Азбуки вкуса» появилось безлактозное молоко Arla, а также Parmalat, а раньше в этой категории было только молоко Valio.

Как отмечалось в отчете Arla Foods, российское эмбарго оказало негативное влияние на финансовые результаты компании, однако общая выручка компании все равно выросла за год на 6,7% и достигла €10,6 млрд.

Глава российского подразделения Arla Foods Михаил Ляско отказался комментировать изменения, которые произошли в бизнесе компании. В «Молвесте» пока не смогли предоставить комментарий.

Иностранным производителям выгоднее производить в России — и логистика, и дистрибуция будут требовать меньших затрат, говорит глава Союзмолока Андрей Даниленко. Кроме этого, локализованное производство «застрахует» компании от курсовых колебаний, считает он. Но, например, и Valio, и Arla — это кооперативы, и они исторически очень консервативны в своих решениях. Они видят, что вводится ограничение импорта, и боятся каких-то негативных административных и политических решений, если будут производить на территории России, хотя это не так», — уверяет Андрей Даниленко. По его словам, у производителей молочной продукции есть возможность создавать СП с местными компаниями, как это делает Valio или Danone, для этого в России есть много подходящих компаний, но на заключение контрактов требуется какое-то время и единовременные инвестиции.

Сырки вместо творога

Еще большую долю, чем у Valio, — 35% от всей выручки компании — Россия занимала в структуре продаж литовской Pieno Zvaigzdes (бренд «Сваля»). По данным «Ромира», масло, сметану и творог «Сваля» в марте 2014 года покупали от 4,3 до 9,88% россиян. К марту 2015-го бренд снизил присутствие в продуктовых корзинах россиян до нуля — таких товаров просто нет на полках.

Компания в августе 2014 года была вынуждена полностью остановить импорт в Россию молочных продуктов (сыр, зернистый творог, масло, йогурты и сметана). У прибалтийского производителя нет и не было производства в России, поэтому молочная продукция полностью исчезла с полок магазинов.

Число позиций бренда «Сваля» в ассортименте после введения эмбарго в «Азбуке вкуса» сократилось с 23 до 4, говорит представитель сети Андрей Голубков, а альтернативой стала продукция отечественных производителей. «Процесс восстановления брендов Valio и Arla идет, однако вряд ли в ближайший год они смогут вернуться на прежние позиции — падение по ним было слишком глубоким», — уверен он.

Вместо молочной продукции «Сваля» стала поставлять в российские магазины мороженое и глазированные сырки — кондитерскую продукцию, которая не вошла в список запрещенных к ввозу продуктов. «В супермаркетах «Виктория» под брендом «Сваля» представлены мороженое, сырки и напитки. Выпавший ассортимент помимо продукции от российских поставщиков заменили несколько наименований сыра из Швейцарии и безлактозные сыры из Австрии и Франции», — рассказывает Екатерина Куманина.

В головном офисе Pieno Zvaigzdes на запрос РБК о росте объемов поставок кондитерской продукции ответили, что это конфиденциальная информация, однако сообщили, что мороженое «Сваля» появилось на российском рынке полтора года назад — за несколько месяцев до введения продовольственного эмбарго в России, и компания его активно продвигала.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 28 марта
EUR ЦБ: 100,27 (-0,14)
Инвестиции, 27 мар, 17:15
Курс доллара на 28 марта
USD ЦБ: 92,59 (+0,02)
Инвестиции, 27 мар, 17:15
Банк России включил Тинькофф в реестр операторов по выпуску ЦФА Крипто, 13:39
Пугачева после теракта заявила о скорби «в душе, а не в Instagram» Общество, 13:38
Бой между двумя россиянами и поединок Чимаева возглавят турнир UFC в июне Спорт, 13:37
В России хотят запустить жилищные вклады: зачем они и насколько выгодны Недвижимость, 13:36
Песков сообщил о работе из-за проблем с оплатой за нефть в Китай и Турции Экономика, 13:29
Первый фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест Политика, 13:28
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 13:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Минфин разрешил прямые сделки на бирже в рамках закупок госкомпаний Инвестиции, 13:19
ТАСС сообщил, что атаковавшие «Крокус» террористы были под наркотиками Общество, 13:16
Россельхознадзор внедрил искусственный интеллект для прогноза отравлений Бизнес, 13:16
Россиян предупредили о новом мошенничестве с налоговыми декларациями Финансы, 13:09
В ВШЭ оценили долю «финансово неустойчивых» домохозяйств Экономика, 13:08
Винер заявила, что «народ не простит» поехавших на Олимпиаду спортсменов Спорт, 13:07
Риелторы назвали округа Подмосковья с самыми дешевыми домами Недвижимость, 13:06