Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Продажи грузовиков в России упали вдвое за четыре месяца

Рынок грузовиков в январе—апреле сократился в два раза из-за девальвации рубля и падения цен на нефть. В результате больше половины продаж теперь приходится на КамАЗ
Грузовые автомобили «КамАЗ»
Грузовые автомобили «КамАЗ» (Фото: РИА Новости)

​В апреле 2015 года продажи грузовых автомобилей массой от 3,5 т снизились на 58,7%, до 3,8 тыс. штук, по сравнению с апрелем 2014 года, сообщил «Автостат». По итогам четырех месяцев 2015 года рынок сократился на 45,9% — до 17,1 тыс. машин.

Худшую динамику из топ-10 компаний по продажам в январе—апреле показали немецкий MAN (-59,8%; 585 машин), шведская Scania (-59,1%; 864) и белорусский МАЗ (-51,2%; 1,3 тыс.). В плюсе остались только японская Isuzu (+23,7%; 793) и Саранский автозавод (+10,6%; 429). Лидер российского рынка КамАЗ сократил продажи на 43,9%, до 5,6 тыс. штук. Падение рынка ускоряется: в марте продажи грузовиков снизились на 49,7%, в феврале — на 42%, в январе — на 28%.

Продажи тяжелой техники массой от 14–40 т в январе—апреле упали еще больше — на 62%, до 9,2 тыс. штук, подсчитал КамАЗ. По собственной оценке, компания за четыре месяца реализовала 5 тыс. тяжелых машин — на 49% меньше, чем годом ранее. КамАЗ также производит грузовики массой до 14 т, объясняет представитель КамАЗа разницу с данными «Автостата». Кроме того, компания не учитывает технику, проданную до отчетного периода, но поставленную на учет только сейчас. Общую цифру по продажам КамАЗ не дает.

Сжатие рынка КамАЗ объясняет общими экономическими проблема​ми, в том числе снижением объемов строительства и закупок техники нефтегазовыми компаниями, а также сложностями с привлечением финансирования. В настоящее время прекращены прежние и отсутствуют новые инфраструктурные проекты, существует неопределенность перспективы инвестиционных проектов. Объем строительства, где в основном используются грузовые автомобили, в первом квартале 2015 года в сопоставимых ценах снизился на 4,7% к тому же периоду 2014 года — до 914,6 млрд руб., отчитался в апреле Росстат. Также на продажи грузовиков оказывают давление обостренная геополитическая обстановка и введение санкций в отношении России, полагает КамАЗ.

Первым на кризис отреагировала Volvo Trucks. Еще феврале компания бессрочно приостановила производство грузовиков в Калуге и сократила 30% персонала. Ее представитель не стал называть возможную дату возобновления производства и отказался давать прогнозы.

Другие производители пока сборку не останавливали, заявили РБК два крупных дилера грузовой техники. Наоборот, в настоящее время турецкая Ford Otosan готовится начать выпуск тяжелых грузовиков Ford Trucks на мощностях калининградского «Автотора». Уже собраны опытные образцы, серийное производство начнется в ближайшее время, уточнил представитель «Автотора».​

Выгоду из кризисной ситуации пока сумел извлечь только КамАЗ. На фоне падения продаж рыночная доля российского производителя в сегменте тяжелых грузовиков выросла на 13 процентных пунктов, до 54%. В условиях экономического спада и снижения инвестиционных бюджетов потребители переориентируют спрос на более дешевую российскую технику, поясняет руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев. «Во-вторых, российские производители несколько менее подвержены рискам роста себестоимости в период девальвации рубля по сравнению с иностранными компаниями с меньшим уровнем локализации или осуществляющими прямой импорт техники. В дополнение к этому, долгосрочные связи с российскими металлургическими компаниями и существенные объемы закупок позволяют российским компаниям получать более комфортные условия по ценам на сталь», — считает аналитик.

КамАЗ рассчитывает, что государственная программа поддержки автопрома, а также смягчение кредитной политики в ближайшее время приведут к стабилизации рынка. «Мы надеемся, что стабилизация начнется с лета», — уточнил представитель КамАЗа. В этом году в компании планируют реализовать 26 тыс. машин — на 20% меньше объема продаж 2014 года. В целом, по оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, падение продаж грузовиков в России может перевалить за отметку в 50%. В 2014 году в России было продано 88 тыс. грузовиков.


Как государство помогало КамАЗу

В начале кризисного 2009 года КамАЗ также резко нарастил свою рыночную долю в сегменте новых тяжелых грузовиков массой 14–40 т, до 58,5% по итогам первых двух кварталов с 28,2% по состоянию на конец 2008 года. Частично помогла девальвация рубля, но в основном расширить присутствие на рынке КамАЗу помогли государственные деньги. Весной 2009 года федеральный и региональные бюджеты выделили 30 млрд руб. на госзакупки автотранспорта, 80% этой суммы должны были достаться КамАЗу и группе ГАЗ.

В текущий кризис государство снова помогло КамАЗу. В конце прошлого года правительство решило предоставить заводу госгарантии на 35 млрд руб. под выпуск облигаций. Деньги нужны на инвестпрограмму в 70 млрд руб. до 2020 года. Она включает вывод на рынок новых моделей грузовиков, модернизацию, повышение эффективности бизнеса. Весь выпуск облигаций может выкупить Внешэкономбанк, говорил в марте председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.


СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21