Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Больше трети крупных нефтезаводов в России сдвинули сроки модернизации

Сразу 15 крупных российских НПЗ передвигают сроки модернизации минимум на год. Это может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке уже в 2016 году, предупреждают эксперты
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Ремонт с отсрочкой

О том, что 15 крупных НПЗ запланировали перенос сроков модернизации на один-четыре года, говорится в апрельской презентации института ВНИПИНефть о состоянии российских проектов в области нефтепереработки (копия есть у РБК). Доклад института (на 38% принадлежит Росимуществу) готовился к профильному совещанию в Минэнерго, которое должно было состояться весной, уточнил РБК гендиректор ВНИПИНефть Владимир Капустин. По его словам, с тех пор данных о том, что кто-то из компаний решил ускорить сроки ремонтных работ, не поступало.

По данным Thomson Reuters, всего в России 37 НПЗ мощностью от 1 млн т нефти в год. Выходит, сроки модернизации переносят больше 40% крупных предприятий. Из 15 НПЗ, упомянутых в презентации ВНИПИНефть, восемь принадлежат «Роснефти» (всего у компании 9 нефтеперерабатывающих заводов). Остальные — «Сургутнефтегазу» (Кириши), «Славнефти» (Ярославский НПЗ), «Газпром нефтехим Салавату» и независимым компаниям (Афипский, Марийский и Ильский НПЗ).

Представители «Роснефти» и других упомянутых компаний отказались от комментариев. Перенос сроков модернизации подтвердил только вице-президент Кубанской нефтегазовой компании (владеет Ильским НПЗ) Марат Басыров. По его словам, пересмотр программы модернизации завода был одобрен и согласован с Минэнерго еще в прошлом году. Представитель ведомства от комментариев отказался.

Больше трети крупных нефтезаводов в России сдвинули сроки модернизации

О том, что многие нефтяные компании откладывают проекты по модернизации своих заводов, говорит и директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. По его данным, на 2016–2017 годы перенесено введение мощностей, которые в текущем году должны были дать до 2,5 млн т бензина Евро-5, на 2019–2022 годы — ввод установок суммарной мощностью еще 3,9–4 млн т.

Главные причины переноса сроков модернизации — последствия налогового маневра, резкое падение курса рубля и секторальные санкции со стороны стран ЕС и США, из-за которых компании сталкиваются с проблемами при закупке импортного оборудования, перечисляет Капустин.

«Если будет выявлено, что действия компаний по переносу сроков завершения строительства и ремонтов приводят к дефициту бензина в стране или в отдельных регионах, мы будем вынуждены возбуждать антимонопольные дела против нарушителей», — предупреждает начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин РБК. По его словам, «Роснефть» и другие нефтяные компании уже уведомили ФАС о переносах сроков ввода установок на ряде НПЗ, но не в полном объеме: «Компании обязаны предоставить нам планы о задержках ввода НПЗ в эксплуатацию в 2016–2018 годах, но полной картины мы пока не видим».

Нефтепереработка в цифрах

15 НПЗ в России из 37 мощностью от 1 млн т бензина в год запланировали перенос модернизации на 2016–2020 годы

288,9 млн т составил объем нефтепереработки в России в 2014 году. Это на 5,2% больше, чем в 2013-м

На 1,7%, до 139,8 млн т, сократилась переработка нефти в первом полугодии 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014-го

74% в объеме российского производства составила в 2014 году доля бензина стандарта Евро-5.

На 3,3 млн т, с 38,4 до 35,1 млн т, по расчетам Минэнерго, снижено прогнозное производство бензина Евро-5 в 2016 году в связи с переносом сроков модернизации ряда НПЗ

95% составляет средняя загрузка российских НПЗ. Среднемировой показатель загруженности — 82%

290 млрд руб. было инвестировано в нефтепереработку в 2014 году

Источники: Thomson Reuters, Минэнерго, «ВНИПИнефть»

Хватит ли бензина?

По данным Минэнерго, общий объем производства бензина в России в прошлом году снизился на 1%, до 38,3 млн т. В январе—июне 2015 года производство выросло на 2,8%, до 19,4 млн т. Но уровень загрузки российских НПЗ (в среднем — 95%) носит «критический характер», говорит Капустин.

Больше трети крупных нефтезаводов в России сдвинули сроки модернизации

Минэнерго прогнозирует, что общее потребление бензина в этом году составит 35,7 млн т, выпуск — 36,8 млн т, из которых только 28,2 млн т придется на бензин стандарта Евро-5 (остальное — Евро-4).

Но на 2016 год запланирован полный переход на продажу в России бензина Евро-5 (предполагается что Евро-4 будет продолжать выпускаться, но только для реализации на экспорт). При этом, по прогнозам Минэнерго, производство бензина Евро-5 в стране превысит общее потребление только к 2018 году. В 2016 году внутреннее потребление ожидается на уровне 36–37,4 млн т, а выпуск бензина Евро-5 — лишь 35,1 млн т, следует из материалов ведомства. Министр энергетики Александр Новак в конце июля говорил, что полный переход на Евро-5 с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива. Нехватку он оценил в 2–4 млн т.

О возможном дефиците бензина на внутреннем рынке предупреждали и сами нефтяники. В середине июля президент «Роснефти» Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предупредил, что без дополнительных льгот для нефтепереработки Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн т в год к 2017 году. В том же письме говорилось о риске полной остановки проектов модернизации НПЗ крупными компаниями либо их существенном затягивании.

В числе льгот, о которых просил Сечин, были субсидирование процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ, отказ от индексации для железнодорожных тарифов и налоговые каникулы по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки) либо дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина.

Пока решений ни по льготам, ни по переносу сроков полного перехода на Евро-5 нет. В начале июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было решено не продлевать разрешение на оборот в России бензина Евро-4. Но чиновники и компании могут вернуться к этому вопросу в октябре на президентской комиссии по ТЭКу, говорит один из участников совещания у вице-премьера.

ФАС поддерживает продление оборота Евро-4 для сохранения объема продаж бензина на внутреннем рынке, говорит начальник управления контроля ТЭКа Дмитрий Махонин. С предложением отсрочки полного перехода на Евро-5 выступил и Минпромторг, сообщил в понедельник «Коммерсантъ».

Больше трети крупных нефтезаводов в России сдвинули сроки модернизации

Даже при сохранении нынешних планов бензина на внутреннее потребление в стране было бы достаточно, считает аналитик ИК «Топливный интегратор Алгоритм» Виктор Костюков. Но у компаний есть обязательства по экспорту и сохранению определенных запасов топлива, оговаривается эксперт. Турукалов допускает, что при полном переходе на Евро-5 со следующего года дефицит возможен. И самая простая мера — сохранить продажи бензина низшего качества до завершения модернизации НПЗ. В качестве дополнительной меры можно было бы обязать нефтяников поставлять в страну бензин, который они производят по давальческой схеме на белорусских НПЗ, считает эксперт. Это дало бы гарантию поставок на внутренний рынок дополнительно: по данным Минэнерго, в 2015 году Белоруссия должна была поставить на российский рынок 1,8 млн моторного топлива, но пока не выдерживает график, российские компании в 2016 году могли бы загрузить ее НПЗ на этот объем.

Как ФАС сдерживает рост цен на бензин

29 июля 2015 года

ФАС заявила о формировании резерва бензина для Сибири

Как пояснил глава управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин, регион нуждается в резерве топлива в связи с предстоящим плановым ремонтом на двух сибирских нефтеперерабатывающих заводах. По его словам, формирование запаса должно быть произведено за счет нефтяных компаний. В частности, отгружать нефтепродукты в резерв будет «Газпром нефть».


25 июня 2015 года

ЛУКОЙЛ снизил цены на топливо после жалоб покупателей

Несколько трейдеров и владельцев АЗС пожаловались в ФАС на то, что ЛУКОЙЛ в течение нескольких месяцев держал цену на бензин выше рынка. 12 июня ведомство потребовало от компании до 22 июня прекратить продажу топлива на бирже по завышенным ценам, чтобы сделки с ним были выгодны всем участникам торгов. В ответ президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов отправил руководителю службы Игорю Артемьеву письмо, в котором заверил, что компания продает топливо не только собственным сбытам и АЗС, но и сторонним покупателям, соблюдая равномерность торгов. «Мы выполнили те предписания, которые дала антимонопольная служба. Я ответил, те обоснования, которые мы привели, приняты ФАС», — заявил он РБК.


9 декабря 2014 года

Путин раскритиковал рост цен на нефтепродукты

Президент Владимир Путин на заседании правительства выразил недовольство ростом розничных цен на нефтепродукты на фоне падения мировых цен на нефть и снижения оптовых цен на бензин и дизельное топливо. «На 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты — при снижении мировых цен на нефть на 35%. Но и это еще не все. Это не вызывало бы особых вопросов, хотя они, безусловно, есть, но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — возмутился президент и поручил ФАС навести порядок на рынке.

В тот же день ФАС призвала российские нефтяные компании привести цены на своих АЗС в соответствие с ситуацией на рынке. Еще через день глава «Роснефти» Игорь Сечин заверил, что компания не позволяет себе спекуляций на рынке нефтепродуктов с целью повышения цен, и пообещал удерживать самые низкие цены на заправках компании.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Бензин"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 16:46
В Днепре прогремел взрыв Политика, 22:37
Шойгу доложили о задержании его зама по делу о взятке Политика, 22:34
СК сообщил о следственных действиях с задержанным замом Шойгу Политика, 22:26
Столтенберг исключил размещение НАТО ядерного оружия в Польше Политика, 22:19
Опасность атаки дронов объявили в Белгородской и Воронежской областях Политика, 22:09
Компания экс-менеджеров «Сбера» застроит бывшие земли посольского городка Бизнес, 21:58
Замминистра обороны России Иванова задержали по делу о взятке⁠ Политика, 21:52
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Путину доложили о задержании зама Шойгу Политика, 21:46
Стали известны дата и место прощания с тренером «Салавата» Кольцовым Спорт, 21:43
Фарм-клуб «Ак Барса» стал чемпионом Всероссийской хоккейной лиги Спорт, 21:32
Замминистра обороны России задержали по делу о взятке⁠ Политика, 21:26
«БКС Мир инвестиций» обновили подборку акций для среднесрочных инвесторов Инвестиции, 21:12
Губернатор сообщил о нескольких обстрелах Курской области Политика, 21:10
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:09